Д.Ю.Гребенкин

Удмуртский государственный университет, г.Ижевск

ОБУЧЕНИЕ КАК РАЗРУШЕНИЕ ОБЪЕКТНОСТИ: К ВОПРОСУ О ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ


В настоящее время в психолого-педагогической литературе достаточно много говорится о необходимости рассмотрения учащихся как субъектов учебной деятельности. Преодоление объектной позиции по отношению к учащемуся мыслится педагогикой как новая парадигма мышления, как гуманистическая цель. Безусловно, простые модели субъект-субъектных отношений между взрослым и ребенком, учащимся и учителем ушли в прошлое. Абсурдность субъект-субъектных отношений в "чистом" виде в рамках дисциплинарного пространства образовательных учреждений принимается многими, особенно если речь идет о формирующих моделях становления и развития человека.

Объектность учащегося определяется психологической моделью обучения и деятельностью, которую избирают учитель и учащийся. Практически во всех психологически ориентированных современных моделях обучения, например, развивающей, личностной, активизирующей, формирующей и т.п. (выделены М.А.Холодной) учащийся характеризуется в большей мере как объект, так как ключевыми психологическими элементами являются либо конкретные действия, либо способы деятельности, либо познавательный интерес и т.д. В учебной деятельности в целом преобладает нацеленность на формирование несистемных новообразований в структуре личности учащегося.

В целом можно говорить о многосложности позиций учащегося и педагога в рамках образовательного пространства и нелинейной детерминации педагогического процесса реализующего цель становления субъектности учащегося. Динамическое равновесие субъекта учебной деятельности имеет определенные моменты стабильности в развитии, которые можно понимать как обретение идентичности и моменты разрывности, что моделируется нами через понятие "затруднение" именно как субъектного разрыва и неравновесного психического состояния познающего субъекта.

Обретение идентичности у учащегося в результате преодоления субъектного разрыва ставит его в позицию субъекта, разрушая его как объекта. В момент разрешения затруднения, т.е. преодоления фиксации на препятствии учащийся является субъектом, происходит "наполнение" каналов психической энергии, а не просто фиксируется, тренируется или "отпечатывается" очередное учебное действие. Каждый психический акт фиксирован как минимум в двух положениях - предыстории субъекта и как репрезентация этой предыстории в сознании. Имеющиеся сочленения между истоком и репрезентацией могут быть представлены как сеть психических каналов, которые устанавливают коммуникацию между двумя записями. Затруднение нарушает течение психической энергии, возникает психическое торможение и сопротивление.

Попадание в затруднение тренирует идентичность, "раскачивает" субъекта, переводит его из неравновесного состояния в стабильное. Преодоление учебного затруднения тем самым является средством и специфическим результатом процесса обучения, ориентированного на становление субъектности учащегося. Обучение, таким образом, может рассматриваться как разрушение объектности, а конструктивное использование агрессии как педагога так и самого учащегося, преодолевающего свою объектность, приводит к обретению идентичности в результате разрешения учебного затруднения.

Предлагаемая логика размышлений позволяет говорить о личностной обусловленности учебных затруднений в изучении различных учебных предметов, дать интерпретацию субъектных разрывов и их следствий. Проводимые нами исследования учебных затруднений студентов, изучающих предмет химия, показал, что существует ряд учебных затруднений, обусловленных переживанием угрозы собственной личности (физической, моральной и др.). По полученным с помощью теста Сонди эмпирическим данным можно говорить об особенностях образа затрудняющегося в изучении химии человека. В целом личностно-смысловая оценка учебных затруднений имеет специфические связи с личностными особенностями испытуемых. Общая картина корреляционных связей и их интерпретация позволяют сделать вывод о связи затруднений в изучении химии с такими качествами как закрытость, подавлением агрессивных импульсов, а также усилением защитных механизмов в форме проекции. В основе испытываемых студентами личностных затруднений лежит усиление феминных черт и сложность самоопределения при высоком уровне субъективного контроля.

Полученные данные использованы нами для обоснования модели консультативной и коррекционной работы с учащимися по преодолению учебных затруднений и используются в подготовке педагогов.