Г.Н.Казанцева

Удмуртский государственный университет, г.Ижевск

АГРЕССИВНОСТЬ ЛАБИЛЬНЫХ ПОДРОСТКОВ


В психолого-педагогической литературе подростковый возраст традиционно обозначается терминами "трудный", кризисный", "критический", "конфликтный" и т.п. Как правило, наряду со множеством положительных факторов, характерных для этого периода (возрастание самостоятельности, расширение сферы общения, развитие ответственного отношения к себе и др.), отмечаются и довольно негативные, тревожные моменты в поведении подростков. Среди последних особую тревогу вызывают не только равнодушие, отчужденность, духовное безразличие, но и увеличивающиеся в последние годы случаи жестокости, насилия, проявления агрессивности в отношении других, то есть отсутствии у них толерантности к различным сторонам действительности. Рядом исследователей (А.Е.Личко, А.А.Реан и др.) установлено, что в наибольшей степени агрессивность присуща подросткам с циклоидным, эпилептоидным и лабильным типами акцентуаций характера.

На первом этапе исследования мы поставили задачу выявить особенности проявления агрессивности лабильных подростков в сравнении с ее проявлением у подростков неакцентуированных.

К исследованию было привлечено 156 старших подростков.

Наличие акцентуаций характера изучалось по методике "Чертова дюжина" (Прутченков А.С., Сиялов А.А., 1994). У 46-ти человек не было выявлено никаких акцентуаций характера. Эти подростки составили контрольную группу (КГ). Среди остальных респондентов с различными психотипами было выделено 32 человека с лабильной акцентуацией (экспериментальная группа - ЭГ).

Агрессивность у подростков обеих групп изучалась с помощью опросника BDHI, разработанного американскими психологами А.Бассом и А.Дарки (1957), показавшего положительную оценку применения и надежность получаемых с его помощью результатов, а также доступность для возрастного контингента наших испытуемых.

Под агрессивностью, вслед за А.А.Реаном (1999), мы понимаем свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-субъектных отношений, имеющее качественную и количественную характеристику.

То, что агрессивность является яркой отличительной особенностью изучаемых нами лабильных подростков, подтверждает факт наличия значимых прямых корреляционных связей между указанной акцентуацией и такими показателями агрессивности как физическая агрессия (r=0,37; p<0,01) косвенная агрессия (r=0,54; p<0,005), раздражение (r=0,43; p<0,01), негативизм (r=0,61; p<0,001), вербальная агрессия (r=0,50; p<0,01), индекс агрессии (r=0,56;p<0,005) и индекс враждебности (r=0,43; p<0,001).

У испытуемых контрольной группы значимых связей между изучаемыми показателями агрессии и такими же, как у лабильных, но без чрезмерной выраженности свойствами характера, не обнаружено.

Степень проявления изучаемых особенностей агрессивности у испытуемых обеих групп представлена в таблице (число испытуемых с показателем выше нормы, процент, среднее значение по группе).

Как показывают результаты исследования выше нормы выражены все показатели у большего числа испытуемых ЭГ, чем КГ. Исключение составляет показатель "угрызение совести" или "чувство вины", выраженный выше нормы у такого же процента испытуемых, что и в контрольной группе.

В целом по выборке лабильных подростков выше нормы оказались выражены показатели "раздражение", "обида", "угрызение совести", "индекс агрессии" и "индекс враждебности". У испытуемых контрольной группы - только показатель "угрызение совести". Различия между средними по t-критерию Стьюдента находятся на высоком уровне значимости (за исключением двух показателей).

Изложенное еще раз подтверждает факт присущности агрессивности подросткам лабильного психотипа. Однако полученные результаты позволяют судить и о том, что, по крайней мере, в данной группе лабильных подростков многим присуще и угрызение совести. Иными словами, при наличии деструктивных тенденций в отношении к другим, отсутствии терпимости к ним, они одновременно проявляют и аутоагрессию (интолерантность к себе).Возможно, их агрессивность, и, следовательно, акцентуированность - не столько сложившаяся личностная, характерологическая особенность, сколько временная, возрастная характеристика, вызванная рядом различных обстоятельств.

Помня же о том, что агрессивный подросток - это прежде всего обычный ребенок, следует, по-видимому, изучать не столько особенности проявления сверхагрессивности (и, соответственно, акцентуированности), сколько причины, их порождающие (биологические, психологические, гендерные, социальные), что и составляет задачи следующих этапов исследования.