Е.В.Красноперова

Удмуртский государственный университет, г.Ижевск

К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ РЕЧЕВОЙ АГРЕССИИ У ПЕДАГОГОВ


Вербальная агрессия современным обществом оценивается как менее опасная и разрушительная, чем агрессия физическая. Однако невозможно согласиться с тем, что речевая агрессия не несет реальной угрозы. Слово часто воспринимается более болезненно, чем агрессивные действия.

Агрессивное состояние может быть как открытым, т.е. внешне выраженным, так и скрытым. Безусловно одно, опасно и то и другое, т.к. преднамеренная маскировка агрессивности за притворным "добрым" отношением носит разрушительный характер, но в более изощренном виде. Нельзя не учитывать того, какая реальная опасность стоит за речевой агрессией, являющейся первым шагом на пути к агрессии физической. Агрессивное отношение к действительности формирует агрессивную социальную среду, агрессивную логосферу, которая формирует социум, активно воздействуя на него.

Представляется особенно важным, ставя задачу воспитания толерантности общества, решить ее, прежде всего, в современной школе.

Необходимо признать, что в образовательных учреждениях мы сталкиваемся с проявлениями преднамеренной агрессии (продуманными агрессивными действиями) и с агрессией инструментальной (агрессивными действиями заранее не запланированными, действиями "по обстоятельствам").

Агрессивный речевой акт является инструментом создания и поддержания социальной иерархии.

Для индивида свойственен перенос агрессии с одного объекта на другой; так может происходить "генерализация" агрессии, захватывая объекты сходные с первоначальной жертвой, агрессия учителя направляется на весь ученический коллектив, возможен перенос агрессии на того, кто попадется под руку. В ряде случаев такой выброс агрессии способствует очищению- "катарсису", речевая агрессия не переходит в агрессию физическую. Агрессия может быть направлена учителем на самого себя, в таком случае начинается самобичевание, саморазрушение личности педагога. В результате может развиваться профессиональная деформация учителя, с которой он не в состоянии справиться самостоятельно.

Среди исследователей распространена точка зрения, что агрессия является реакцией на стресс, вызванный угрозой. Для учителя это может быть осознание недостаточной квалификации, нездоровый климат в педагогическом коллективе, неблагоприятная обстановка в семье и т.д.

Уровень проявления агрессивности индивида зависит от личностных качеств, его стремления к власти, желания самореализоваться.

Агрессивность учителя может повышаться в ситуации осознания несостоятельности, неуспешности, вызывая желание компенсировать свои недостатки за счет разрушения другого объекта (чаще всего ученика).

В современном обществе остро стоит проблема обнаружения механизмов социализации агрессии. Решая задачу воспитания толерантности педагогов, необходимо учитывать причины агрессивного поведения и особенности проявления агрессивности в рамках профессиональной деятельности.

Понять причины агрессии, еще не означает избавиться от нее, но именно они определяют пути поиска механизмов социализации. Запуская механизмы торможения, нужно осознавать, что невозможно ни запретить, ни исключить агрессию. Решать задачу воспитания толерантности педагогов можно путем усиления Я и самоактуализации личности педагога.