Е.С.Морозова

Удмуртский государственный университет, г.Ижевск

АГРЕССИВНОСТЬ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ИСКАЖЕННОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ДЕТЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ


Депривационные социальные условия развития создают предпосылки для формирования психической и социальной дезадаптивности детей, лишенных родительского попечения. Вследствие сформированной мнимой идентичности и социальной дезадаптированности детей-сирот развивается своеобразная интернатская личность, где агрессивность является одним из основных ее качеств, с помощью которого происходит приспособление, адаптация данной категории детей к социуму.

Рассмотрим причины агрессивности детей-сирот и социальных сирот на примере следующей модели.

Ребенок, воспитывающийся в семье, в определенный момент своего личностного и социального развития пытается разрушить имаго матери. Этот процесс является естественным и нормальным в развитии каждого субъекта. Имаго матери, так же как и имаго отца является врожденным качеством, а агрессивность в данном случае, выступает как активность в определении границ своей идентичности. Но данные символические разрушительные действия ребенка по отношению к родителям в семье чаще всего полностью не реализуются, потому что мать (или ее заместитель) всегда рядом (как физически, так и психологически) и активна в отношении своего ребенка. Кроме того, даже в случае, когда ребенок пытается выразить или проявляет агрессивные действия по отношению к родителям, именно мать и отец научают его управлять агрессивными импульсами и собственным агрессивным поведением, за счет терпимости, эмпатии и постоянства своих действий в отношении ребенка.

Дети- сироты и социальные сироты, как правило, изначально находятся в социальной депривационной ситуации развития. Образ матери "брошенных" детей "разрушен" (ее нет рядом ни физически, ни психологически). Значит у сирот, в отличие от домашних детей, нет возможности проявить агрессивность в качестве активности для того, что бы определить границы своей идентичности. Таким образом, вследствие ранних нарушений развития объектной любви (отсутствия отношения со стороны матери) формируется разрушительное имаго тело детей-сирот, размытые границы телесного Я. Это является первой и важной причиной агрессивности детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях. Разрушительное имаго тело ребенка является основой для дальнейшего развития его размытого психического и социального Я, неопределенных, размытых границ собственной идентичности.

Группа сверстников, воспитательное окружение и само учреждение для детей-сирот выступает в качестве совокупного образа метаматери, с которым ребенок себя идентифицирует. Неопределенность границ метаматери создают предпосылки для формирования специфических взаимоотношений в группе данной категории детей.

Из-за диффузности группы и неопределенности метаобраза, который должен быть разрушен субъектом в силу определенных психических и возрастных особенностей, разрушающая активность сирот направляется на социальный образ мета - матери или на себя (часто встречающееся явление среди сирот - аутоагрессия).

Таким образом, получается, что реальной матери нет, либо мать "разрушена" в сознании ребенка; групповая дифференци-рованность, воспитательные отношения не имеют ярко выраженную персонализацию, характерную для объекта разрушения, поэтому агрессия становится безадресной, хаотичной, направленной на различные объекты.

В целом, выделим два важных момента в развитии детей-сирот, которые способствуют формированию агрессивности: отсутствие объектной любви формирует разрушительный телесный образ Я сирот (невозможность в определенный момент своего развития выразить агрессию для определения границ своей идентичности и отсутствие навыков конструктивно ис-пользовать свои агрессивные импульсы), диффузность и размытость социального образа метаматери еще больше усугубляет внутренние "разрушающие" действия сирот. Дети, лишенные родительского внимания и любви для того, чтобы сохранить целостность образа своего Я, прибегают к агрессивности, с помощью которой они адаптируются к реальности.