Т.Н.Шикалова

Удмуртский государственный университет, г.Ижевск

ВОСПИТАНИЕ МИРОЛЮБИЯ И ПРЕОДОЛЕНИЕ АГРЕССИВНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ


Потеря идентичности демонстрируется в социальных формах агрессии. И если в младенческом возрасте любовь матери способна разрешить возникшую проблему, то в дошкольном возрасте, на наш взгляд, оптимальным вариантом будет воспитание в детях миролюбия.

Этот факт как никто другой понимала Франсуаза Дольто - одна из первых практиков детского психоанализа во Франции. Она считала, что дети иногда болеют от того, как их воспитывают, а потому многие психические заболевания, возникающие в детском возрасте можно предупредить одной лишь правильной организацией воспитания.

Теоретические взгляды Ф.Дольто легли в основу практической деятельности, созданного ею детского учреждения под названием "Зеленый дом" (1979). По ее словам ""Зеленый дом" призван дарить радость свободного общения и игры каждому, кто переступил его порог: и ребенку, и пришедшему с ним взрослому. В "Зеленом доме" царит атмосфера защищенности".

Осмысление теоретических положений и практической деятельности французского психоаналитика и стало той "зеленой дверцей" в осмыслении современных проблем детской агрессивности. В контексте этого пришла мысль о создании экспериментальной площадки по воспитанию миролюбия и преодолению агрессивности у детей дошкольного возраста.

Идея достаточно проста: используя элементы современной социально-педагогической действительности обычного типового дошкольного образовательного учреждения со всеми его "минусами" и "плюсами", опираясь на концептуальные положения Ф.Дольто, и ряда других специалистов в этой области, попытаться развернуть в практике теоретические положения психоаналитической педагогики.

В последние годы проблема агрессивности, деструктивного поведения является одной из актуальнейших как в психолого-педагогической, так и социальной сферах жизни. Демонстрация насилия в средствах массовой информации, доступных детям; наследственная предрасположенность к агрессии; жестокое обращение с детьми взрослых; изначальное подавление ими инициативы малышей, часто порождает ответную агрессивную реакцию со стороны детей. В связи с чем воспитание миролюбия как свойства личности является важной и актуальной проблемой дошкольной педагогики и психологии.

Философия миролюбия, как жизненная позиция, формируется с дошкольного детства и включает в себя соответствующее отношение к действительности и реальное поведение.

В основу концепции воспитания миролюбия заложена идея обретения субъектом такой идентичности, когда его агрессия не вытеснена, не подавлена, а нашла свое конструктивное выражение. По мнению ряда авторов агрессивность изначальна присуща всем людям, следовательно, прежде чем она станет типичной чертой характера, нужно научиться управлять ею, научиться использовать ее энергию в мирных целях, а для того, чтобы научиться, нужно с ней экспериментировать с самого раннего детства.

Основной задачей воспитания миролюбия становится преодоление агрессивности детей на основе выстраивания в них конструктивного отношения к миру в противовес деструктивному и формирование чувства реальности, в соответствии с которыми будет организован весь воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения.

Реализация практических задач воспитания миролюбия возможна при соблюдении следующих условий:

Таким образом, разрабатываемая нами программа воспитания миролюбия, суть которой заключается в воспитании толерантности через социокультурное взаимодействие, предстанет как некая альтернатива насилию и агрессии.