С.Ф.Сироткин, М.Л.Мельникова

Удмуртский государственный университет, г. Ижевск

АГРЕССИВНОСТЬ, ИДЕНТИЧНОСТЬ И ПРОБЛЕМА ОБЪЕКТА


Агрессивность выражает собой особое отношение с объектом. Это стремление разрушить объект (исчерпывая в пределе и собственную субъектность индивида), а не насытить его несвойственными ему содержаниями (как, например, это происходит в сексуальных отношениях). Агрессивность, направленная на разрушение объекта, призвана установить границу субъекта, качественно задать глубину этой границы и ее устойчивость (жесткость). Фактически, агрессивный акт подтверждает существование субъекта: его активность, целеустремленность и жизнеспособность в целом. Через проявление агрессии, точнее, через выбор объекта агрессии происходит тестирование идентичности субъекта.

Объектом разрушения, объектом агрессии является не сам объект как таковой, но спроецированное в Другого желание. Другой наделяется свойствами объекта, функция которого - удовлетворение желания субъекта. Разрушение своего желания при невозможности его исчерпать или "исчерпание" желания через разрушение Другого, насыщенного проекциями, разворачивают пространство субъективности. Отношения субъекта с объектами его желаний составляют континуум субъективного бытия. Особенности формирования и развития объектных отношений, складывающихся в раннем детстве, обусловливают специфичность проявления и удовлетворения субъектом своих желаний.

Способность объекта восстанавливаться (или не разрушаться при разрушении со стороны субъекта) имеет важнейшее значение в динамике субъекта.

В раннем детстве (в отсутствии четких представлений о причинности, о разграничении внутреннего и внешнего и т.п.) восстанавливаемость объекта подразумевает его способность подвергаться репарации (быть возрожденным) со стороны субъекта. Возрождение (восстановление) отношений с объектом (матерью), другими словами, стабильность отношений с ней, способствует усилению (акцентированию) конструктивной функции агрессии. При этом под конструктивностью агрессии понимается ее направленность на интеграцию Я субъекта с целью формиования стабильных и устойчивых границ. Объект, способный к репарации, становится прообразом любого удовлетворяющего потребности объекта. Кроме того, образ первичного объекта можно рассматривать как зеркало, в котором отражается образ субъекта, и в котором устанавливаются границы его первичной идентичности. Поэтому в способности субъекта восстанавливать объект обнаруживается способность к обретению собственной идентичности (способность к самовозрождению или воссозданию).

При неадекватных действиях матери (ее неблагоприятном уходе, наказаниях и т.п.) ребенок может воспринять разрушение объекта как абсолютное. Запрет на агрессивные действия в раннем детстве (например, запрет на кусание груди), точнее, неадекватное реагирование матери на них (например, отказ в грудном вскармливании и подобное несоответствующее действиям ребенка наказание), в сущности, выражающие равнодуш-ное отношение матери к ребенку, приводят последнего к представлению о потери объекта, его деструкции вследствие своих разрушительных действий.

Исчезновение объекта означает разрушение своего желания и отсутствие своей границы. "Нет объекта, способного удовлетворить мое желание, следовательно, нет места моему желанию, а, значит, и нет меня. Нет моего Я, но я существую", - подобного рода переживание парадоксальности существования должно заставить субъекта формировать мнимую целостность, иллюзорную ("мнимую") идентичность.

Субъект "не находит" себя (свою идентичность) в зеркале бытия, поскольку его образ подобно образу первичного объекта фантомен. Субъект отсутствует так же, как отсутствует разрушенный им объект, по сути, он - человекневидимка. Это происходит за счет втягивания субъектом в себя "объектной пустоты" (или места, с которого ушел объект).

Запускается борьба с пустотой, осуществляются попытки разрушить неразрушаемое (пустоту объекта, "дыру" в Я). Но и эта борьба фантомна, так как отсутствует источник активности, аккумулятор энергии, способный выставить ограничения субъекту. Происходит переворачивание в связи активный субъект - пассивный объект.

Так, можно наблюдать феномен опрокидывания в объект способности активно разрушаться ("Ваза разбилась", "Он первый начал…"). Мера активности обращения с объектом (мера его разрушения) задается свойствами самого объекта. Возникает ситуация установления границ, в которой свойства объекта выступают основными детерминантами процесса демаркации субъекта. То есть не субъект определяет, где проходит граница между Я и не-Я, и какова эта граница, а своеобразие не-Я конституирует границу пространства субъекта.

В рамках данных размышлений серийные преступления (как и любые, навязчиво повторяющиеся деструктивные действия) понимаются как невозможность субъекта осуществить свое желание агрессии. Невозможность заключается в изначальном отсутствии образа целостного объекта желания, и попытки серийного преступника его отыскать всегда будут безуспешны. Преступник не представляет своих жертв целостными отдельными объектами, они - лишь носители знаков, символов - тех элементов, которые необходимы ему, чтобы выстроить или воссоздать свою идентичность (заполнить пустоту, "дыру" в Я). Другими словами, жертвы воспринимаются деталями для конструирования идентичности субъекта.

При нормальном развитии объектных отношений у ребенка формируется представление об объекте как о том, что способно выдержать разрушение со стороны субъекта, оказать ему сопротивление и при этом, вероятно, измениться, но не исчезнуть бесследно. Восстанавливаемость объекта позволяет ребенку получать удовольствие от проявления агрессии и в то же время служит регулятором его агрессивных действий и условием их сублимации.

В случае нарушения развития объектных отношений невозможность объекта восстановиться реально приводит к его воображаемому восстановлению. В итоге воображаемый объект агрессии наделяется чертами неразрушаемости - разрушаться могут лишь его частичные символические воплощения, которые для убийцы (или любого другого человека, навязчиво повторяющего определенные действия) обнаруживаются в конкретных жертвах (или объектах) по отдельным специфическим признакам. Жертвы (объекты) становятся элементами символопроизводящего дискурса, в котором главная тема: я не могу позволить себе удовольствие от своей агрессии. Разрушение объекта своей агрессии в пределе (убийство) представляется попыткой избежать удовольствия от этой агрессии - быть субъектом этого удовольствия.

Граница субъекта (его идентичность) может быть описана в модели "переходного объекта". Переходный объект - это то, что содержит в себе одновременно внутреннее и внешнее, "мое" и "чужое", свойства субъекта и свойства объекта: "мое желание" и "способность быть разрушаемым". Переходный объект появляется в жизни ребенка как посредник, позволяющий осуществить переход от внутренней реальности к внешней. В качествах переходного объекта концентрируются особенности идентичности субъекта. Выбор переходного объекта, специфика отношений с ним обусловливают особенности отношения субъекта к самому себе и особенности отношений с объектами внешнего мира.

Переходные объекты заполняют пространство между внутренним и внешним, одновременно обнаруживая качества промежуточного и автономного положения. С одной стороны, они являются медиаторами агрессии вовне и выполняют функцию ее регулирования и контроля. С другой, они представляются источниками виктимности, заключая в себе недостающее - недостаточность субъекта (его нецелостность, неопределенность, неустойчивость).