И.И.Торхова

Удмуртский государственный университет, г.Ижевск

НАРУШЕНИЯ САМОИДЕНТИЧНОСТИ И АГРЕССИВНОСТЬ


Современные направления социальной и этнической психологии, психоанализа, когнитивной психологии активно используют термин "идентичность", под которой понимают устойчиво переживаемую тождественность Я во времени и пространстве. Она предполагает аутентичность самовосприятия, высокий уровень интеграции частных образов Я в единую связную систему, самоопределение относительно базовых отношений Я с социальным окружением, чувство адекватности и стабильности владения личностью собственным Я независимо от измене-ний Я и ситуации, способность к решению задач, возникающих перед ней на каждом этапе ее развития (Соколова Е.Т., 2001, Эриксон Э., 1996). Психоаналитическая основа в понимании идентичности была заложена З.Фрейдом в работах о нарциссизме, где он высказал идею о существовании особой самостоятельной группы влечений, направленных на поддержание самосохранения и самоинтереса в отличие от влечений, направленных на объект. Дальнейшее развитие этой идеи было подхвачено психоаналитиками самостоятельного течения - эго-психологии - Э.Эриксоном, Х.Хартманом, Х.Кохутом и т.д. Как известно, Фрейд приписывал Я функции самоконтроля и защиты. Х.Хартман кроме самоконтроля и защитной регуляции выделяет в Я ряд собственных репрезентаций, которые в отличие от репрезентации объекта непрерывны во времени. Таким образом он проводит различие Эго и Я. Категорию Эго (селф) он употребляет в контексте приспособления индивида к реальности, защитных механизмов, а Я - в контексте самоощущения и переживания личностью своей целостности (идентичности). Эриксон наряду с "ощущением тождественности самому себе" выделяет такой аспект Я-идентичности как признание этого тождества окружающими. Рассматривая развитие Я-идентичности в контексте межличностных взаимоотношений, он считает, что возможность-невозможность приобретения положительной идентичности напрямую зависит от отношений со значимым другим. Такими авторами как Д.Пайнз, О.Кернберг, Х.Кохут так-же подчеркивается важность эмоционального опыта общения ребенка с близким окружением, особенно с матерью. Они считают, что интериоризация первоначальных отношений матьребенок, внутренняя их репрезентация составляют центральное ядро личности, предопределяет будущее отношение к своему Я. Идея "интернализации" завязанных извне эмоционалных связей между людьми пронизывает современные теории психоанализа, являясь к тому же лейтмотивом концепции объектных отношений. По мнению некоторых авторов, она может служить "отправным пунктом рождения единой теории самоидентичности" (Соколова Е.Т., 2001). Наряду с этим она дает ключ к пониманию диффузной или спутанной идентичности, при которой наблюдается расщепление, дезинтеграция частных образов себя, потеря центра, рассеивание Я.

Хотя первоначально проблема "диффузной идентичности" рассматривалась по преимуществу при пограничных и нарциссических расстройствах личности, Эриксон не сводит указанную феноменологию исключительно к сфере психопатии. Диффузность, спутанность, кризис идентичности возникает и в периоды "нормальных" кризисов Я, переживаемыми многими в процессе развития, например, в подростковый период. Еще более отчетливо нарушения внутренней целостности наблюдаются при невротических состояниях, нарушениях социальной адаптации, нарушениях поведения, в том числе и при агрессивном поведении.

Возможные предпосылки для формирования агрессивности в качестве устойчивой черты характера личности возникают уже на оральной стадии психосексуального развития. Тогда происходит дифференциация объектов на хорошие и плохие ("хорошая" и "плохая" грудь по М.Кляйн), появляются фантазии о разрушении и проглатывании. Мотивационный компонент агрессии может включать в себя как стремление добиться своего любой ценой, желание привлечь внимание; агрессия, причинение вреда другому может служить и самоцелью. Исследования отечественных авторов Е.О.Смирновой и Г.Р.Хузеевой, проведенных на детях дошкольного возраста, показывают, что во всех перечисленных случаях, вне зависимости от социального и интеллектуального статуса у детей с выраженным агрессивным поведением наблюдается невнимание к другим детям, неспособность видеть и понимать другого. В основе же такого отношения, как полагают авторы, лежит особое строение самосознания ребенка, а именно фиксированность на себе и внутренняя изоляция от других. "Другие люди выступают для него как обстоятельства его жизни. Которые либо мешают достижению его целей, либо не уделяют ему должного внимания, либо пытаются нанести ему вред" (Смирнова Е.О., Хузеева Г.Р., 2002). В то же время собственные поступки оцениваются им в целом положи-тельно, всегда находится оправдание своим агрессивным действиям. Авторы считают, что коррекционная работа должна быть направлена не на безопасных выход агрессии, не на по-вышение самооценки, не на развитие коммуникативных навыков или игровой деятельности, а на преодоление внутренней изоляции, на формирование способности видеть и понимать других, то есть на изменение структуры внутреннего диалога Я-Другой, являющейся основой идентичности ребенка. Действенность таких методов регуляции поведения, которые связанны с изменением идентичности и образа Я ребенка, по сравнению с методами поощрения поведения и образца была показана и в работах С.Г.Якобсона и Т.И.Фещенко (1999).