Т.Ф.Вострокнутова

Удмуртский государственный университет, г.Ижевск

АГРЕССИВНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ОКРУЖЕНИЯ ПОДРОСТКА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА


Слуховой дефект накладывает особый отпечаток на отношение подростков к общению как определенной жизненной ценности. По данным нашего исследования, примерно каждый десятый подросток с нарушением слуха склонен ожидать негативную реакцию на свой дефект при вступлении в социальные контакты.

Нами были рассмотрены два аспекта: один, - связан с частотой переживания чувства унижения в связи с дефектом слуха; другой, - касается того, с чьей стороны в социальном окружении старшеклассники наиболее часто испытывают негативные реакции.

В ходе исследования мы попытались выяснить мнения подростков о том, как часто они испытывают унижение в связи с нарушением слуха. Данные ответов глухих и слабослышащих школьников выглядят следующим образом (%): постоянно испытывают унижение 7,1 - глухих школьников и 7,2 - слабослышаших; периодически - 20, 7 -глухих и 15, 7 - слабослышащих; редко - 50,1 - глухих и 44,4 - слабослышащих; практически никогда - 22,1 - глухих и 32,7 - слабослышащих.

Статистически значимых различий между глухими и слабослышащими школьниками, относительно частоты испытываемых унижений в связи с нарушением слуха нет. Наиболее благополучными в этом отношении являются слабослышащие.

Из представленных ниже данных видно, с чьей стороны, в большей степени, глухие и слабослышащие подростки испытывают унижения в связи с нарушением слуха: со стороны сверстников - 15,4% глухих и 24,6% слабослышащих; со стороны учителей - 10,7% глухих и 7,9% слабослышащих; со стороны родителей и родственников - 13,2% глухих и 11,9% слабослышащих; со стороны других взрослых - 50,0% и 38,9% слабослышащих.

В среднем, унижение в связи с нарушением слуха испытывают со стороны других взрослых 44,4% глухих и слабослышащих подростков, со стороны сверстников - 20%, со стороны родителей - 12,5%, со стороны учителей - 9,3%.

Следует отметить, что взрослые (не входящие в ближайшее социальное окружение) оказываются наименее чуткими по отношению к глухим и слабослышащим и именно от них почти половина опрошенных нами школьников чаще всего испытывает унижение в связи со своими слуховыми дефектами.

Из приведенных данных видно, что глухие подростки реже отмечают, по сравнению со слабослышащими, что они испытывают унижения в связи с нарушением слуха со стороны своих сверстников. Это позволяет сделать вывод о том, что социальная микросреда общения глухого подростка со сверстниками отличается от среды общения слабослышащего. Глухой подросток более замкнут в своем общении на сверстников с такими же нарушениями. Отсюда можно сделать предположение о специфичности самой этой среды не только относительно физического дефекта, но и относительно особой субкультуры глухого подростка.

Расширение социальной среды подростка, само по себе, связано с общепсихологической закономерностью развития в подростковом возрасте. Подобная закономерность характерна как для нормы, так и для подростка с дефектами слуха. Однако, если для слышащего подростка это один из позитивных аспектов его личностного становления и самоопределения, то для глухого расширение в подростковом возрасте социальной среды связано с усилением фиксации на своем дефекте: среда агрессивна к нему в связи его физическим дефектом, и, тем самым, она культивирует этот дефект. Интересно то, что в стенах школы он адаптирован, здесь социальное окружение не фиксировано на его дефекте, а внешняя среда - агрессивна.

Таким образом, можно предположить, что глухой подросток стремится находиться в привычной для него школьной среде, поскольку она имеет большую социально-компенсаторную функцию, то есть социальное развитие такого подростка осуществляется в рамках специализированной модели обучения. На наш взгляд, есть серьезные основания говорить о социальной дезадаптации подростка при подобном типе обучения.