Е.Е.Будалина

Удмуртский Государственный Университет, г. Ижевск

ТОЛЕРАНТНОСТЬ И ИДЕНТИЧНОСТЬ КАК ПОКАЗАТЕЛИ АДАПТАЦИИ В НОВОЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ
(на материале исследования коми-пермяцкого и русского этносов)


Активное изучение проблемы межэтнической адаптации явилось реакцией как на кардинальные изменения внутри российского общества, так и на межэтническую напряженность в республиках бывшего СССР. Это и необходимость заново выстраивать взаимоотношения этносам, постоянно проживающим на одной территории, в связи с новой социальной ситуацией и адаптация этнических групп к новой социокультурной среде (Лебедева Н.М, 1989, Солдатова Г.У., 1998, Гриценко В.В., 2001).

Изучение адаптации этнических групп к новой социокультурной среде неизбежно выводит на проблему соотношения, с одной стороны, своеобразных культурных особенностей этносов (т.е. сохранение группой идентичности себе) и, с другой стороны, взаимного их "со-бытия", "диалога культур" (взаимной толерантности).

Сохранение своей этнокультурной самобытности необходимо для поддержания целостной "картины мира" данной группы и своего места в нем (Эриксон Э., 1996), самоуважения на первоначальном этапе адаптации к новой среде (Гриценко В.В., 2001) и как глубинное основание толерантности к иной культуре (Н.М. Лебедева).

Причем, толерантности - не только как терпимого отношения и принятия этносами друг друга; а толерантности - как "диалога культур", утверждение равноправия и уважения других этносов; осознание, что другая культура обладает той же ценностью, что и моя собственная. Поэтому взаимодействие этносов есть всегда взаимная их адаптация друг к другу: построение общего "Мы" при сохранении своего "Я" и признания самобытности "Я" другого (Хомяков М.Б., 2000, Кайдалов В.А., 2001).

На психологическом уровне, включение этноса в общее "Мы", т.е. принятие новой культуры (толерантность), и сохранение своего "Я", своих культурных традиций (позитивная этническая идентичность) рассматриваются как индикаторы отношений между группами (Лебедева Н.М., 1995, Солдатова Г.У., 1998). Разрушение данной связи (сомнение в позитивной идентичности или интолерантность) является показателем сложностей взаимодействия между группами, в частности трудностей адаптации этноса к новой социокультурной среде.

Таким образом, изучая особенности социально-психологической адаптации этнических групп, необходимо рассматривать характеристики не только данных этносов, находящихся в процессе адаптации, но и особенности актуальной для данных групп среды (Хотинец В.Ю., 2001). В нашем исследовании при изучении процесса адаптации коми-пермяцкой группы к студенческой урбанизированной русскоязычной среде мы рассматривали сохранение позитивной идентичности и принятие новой русской культуры (толерантности) как у коми-пермяцкой группы, так и позитивную идентичность и терпимое отношение к представителям другого этноса (толерантность) в среде русских студентов.

Межэтническую толерантность можно изучить через исследование ценностного поля культур этнических групп. Чем выше сходство данных культур (сходство ценностей, норм, моделей поведения), тем выше степень психологической близости и меньше психологических оснований для роста этнической нетерпимости (Солдатова Г.У., 1998, Хогг М.А., Тернер Дж., 1987). Валентность этнической идентичности можно выявить через исследование совпадения черт своего характера (образ "Я") и национального характера своей этнической группы (образ "мы"). Высокая степень совпадения характерологических черт и их адаптивный характер свидетельствуют о позитивной этнической идентичности.

Исследование ценностных ориентаций респондентов коми-пермяцкой и русской этнических групп проводилось с помощью методики культурно-ценностного дифференциала (Солдатова Г.У, 1998). Исследование черт национального характера - с помощью психосемантического дифференциала по четырехполюсной модели личностных черт (Пибоди Д., Шмелев А.Г., 1993 и др). Анализ результатов проводился в пределах психологической универсалии: культурного синдрома "коллективизм - индивидуализм" (направленности культуры на социальную группу или на личность), который с точки зрения современных исследователей (Лебедева Н.М., 1999, Триандис Г., 1987) отражает наиболее значимые различия между этническими группами.

Сравнение характерологических черт, приписываемых себе и представителям своего этноса, у респондентов коми-пермяцкой группы выявило тождественность образа "Я" и образа "Мы" (характерологических черт своей этнической группы) и их адаптивный характер (отсутствие дезадаптивных черт). Это свидетельствует о наличии позитивной этнической идентичности. Респонденты русской группы при позитивном оценивании себя и русских не четко идентифицируют себя со своей этнической группой. Можно предположить, что размытая этническая идентичность есть следствие кризиса идентичности в обществе: ситуации неопределенности ценностей, норм и моделей поведения (Андреева Г.М., 1998, Эриксон Э., 1996).

Исследование ценностей коми-пермяцкой и русской культуры в межгрупповом семантическом пространстве выявило их значительное сходство. Данная культурная тождественность и психологическая близость этнических групп (как культур коллективистского типа), а так же их нахождение в едином географическом и информационном пространстве (сходные индивидуалистические ценности, предлагаемые социумом) дают нам основания говорить о том, что нет условий для возникновения межгрупповой нетерпимости (интолерантности).

Помимо сходного ценностного ядра этносов, выявился феномен приписывания коми-пермяцкому этносу респондентами обеих групп большего числа коллективистских ценностей, а русскому этносу - индивидуалистических ценностей. Это можно объяснить осознанием респондентами различной готовности к изменениям данных культур. Хотя обе культуры - коми-пермяцкая и русская - относятся к коллективистскому типу и оба этноса находятся в едином географическом пространстве, что дает сходное ценностное ядро, подверженность изменениям данных культур различна. Коми-пермяцкий этнос, по мнению респондентов обеих групп, активно сохраняет свои этнические (культурные) ценности. Это находит выражение в специфичных для коми-пермяцкой культуры ценностях таких, как замкнутость, устремленность в прошлое, осторожность. Русский этнос характеризуется респондентами как открытый переменам, способный изменятся в ответ на социальные воздействия (открытость, устремленность в будущее, склонность к риску).

Таким образом, существующие различия в традиционности - открытости к изменениям коми-пермяцкой и русской культур и влияния на личную идентичность студентов русского этноса общественного кризиса идентичности может теоретически спровоцировать непонимание этносами друг друга (межгрупповую интолерантность). Но сохраненная этническая идентичность коми-пермяцкого этноса и личностная позитивная идентичность студентов русской группы, а так же взаимная толерантность респондентов обеих групп дают нам основание говорить о том, что существуют предпосылки для успешной адаптации студентов коми-пермяцкого этноса в значимую для них русскую студенческую среду.