А.В.Гоголева, Г.Кола, А.С.Романов

Удмуртский государственный университет, г. Ижевск Люнебургский университет, Германия

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ БЕЖЕНЦЕВ И ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ В РОССИИ И ГЕРМАНИИ


Проблемы беженцев и вынужденных переселенцев не новы для России и для Германии. С периодическим постоянством они охватывали огромные пласта русского и немецкого народа. Настоящий период истории охватывает массовую репатриацию русских, русскоязычных и немцев из стран бывшего Советского Союза. Эти процессы связанны в, первую очередь, с падением Берлинской стены в Германии, и распадом Советского Союза, сопровождающейся межнациональными межкультуральными конфликтами. Общим для этих групп является длительная стигматизация по национальному и языковому признаку.

Немцы. Лиц немецкой национальности в послевоенное время традиционно называли "фашистами" и проявляли по отношению к ним явные признаки неуважения, но главное недоверие к их деятельности. Изоляция и отчуждение позволили немецкой общине за этот исторический период выработать определенные социально-психологический опыт и механизмы защиты, позволяющие им максимально интегрироваться в культуру народа, который находился по соседству и страны в целом. Массовая репатриация немцев в Германию, обусловлена, в основном социально-экономическим кризисом социальной незащищенностью и бесперспективностью жизни для молодого поколения русских немцев в современной России. Их переезд связывался с решением этих проблем.

Русские. Русские и русскоязычные в этот исторический период мигрировали в республики СССР, в основном по поручениям партии и правительства, для восстановления разрушенного войной и развития новых отраслей народного хозяйства. В большинстве своем в республики мигрировали высококлассные специалисты и лучшие выпускники ведущих вузов страны. Экономическая, политическая и социальная зависимость республик от центра - России создавали идеальные условия адаптации русских в этнокультурные общности. Значимость русского языка и культуры возросла и стала приоритетной для этнических групп. Через русских язык протекал процесс идентификации и изменения собственного статуса и карьера будущего поколения. Перестройка и усилившиеся дезинтеграционные процессы привели к росту национального самосознания, отчуждению от русских и русскоговорящих и, в конечном итоге, к открытому национализму. Взлет национализма на государственном и бытовом уровне застал русских и русскоговорящих врасплох. Началось обострение межнациональных отношений, участились столкновения на почве национальной, расовой, религиозной, политической и языковой принадлежности. Вспыхнувшие межнациональные конфликты превратили русских в заложников, а иногда просто в рабов. Они стали терять экономическую стабильность, социальный статус (русских в первую очередь увольняли с работы), систему сложившихся отношений, они теряли привычный, стабильный стиль жизни. Государственная политика России в отношении защиты социальных, политических, экономических и языковых прав сограждан еще не отработана. Русские и русскоговорящие стали "мечтать о прошлом", идеализируя его и трансформируя этот идеальный образ на современную Россию.

Немцы. Рассматривая проблемы интеграции "русских немцев" необходимо выделить три возрастные группы, которые по-разному переживают этот процесс. К ним необходимо отнести: взрослое поколение, молодое и дети. Взрослое поколение (бабушки и дедушки) более чем на 40 лет были исключены из информационного обмена. Их аргументация к репатриации базировалась на идеализированных ожиданиях, не подкрепленных реальной действительностью современной Германии. Переезд выявил пробелы не только в областях знаний, ценностей, но и характерном коммуникации и качестве интерактивности (взаимодействия). Переезд прервал накопленный опыт жизнедеятельности в СССР. Реальная Родина трансформируется из идеализированного образа места жизни предков, в место, где живут ближайшие родственники (дети, внуки) и друзья по старому месту жительству. "Родина находится там, где живут наши люди".

Молодое поколение немцев были крепче привязаны к социалистическому строю СССР. С переездом они переживают потерю приобретенного опыта, ценностные ориентации и определенный образ жизни, систему отношений гораздо сильнее, чем взрослые члены семьи. Молодое поколение "русских немцев" в большей степени было интегрировано в культуру народов СССР. Переезд молодыми на новую "родину" является для них напряженным путешествием в чужую страну, отягощенный, прежде всего ограниченной способностью в понимание смыслов общения, тормозящий полноценную социальную адаптацию, предполагающую трудоустройство соответствующий статусу в СССР. Их общение ограничивается кругом семейных отношений и выходцами из СССР, что дополнительно сказывается на их социальной компетентности и интеграционных процессах.

Дети гораздо легче интегрировались в повседневную жизнь Германии. Активная включенность в языковую школьную среду, установление неформальных отношений способствует их эффективной социализации.

Решение проблемы с немцами-репатриантами на государственном и социальном уровне создало условия для безальтернативного признания немецкого общества и государства. В связи с этим, социальная педагогика в Германии, обращаясь к центральным социалистическим основам, таким как социальная справедливость и человеческое достоинство, разрабатывает и вводит в практику адекватную помощь в преодолении последствий миграции, учитывая особенности менталитета.

Русские. Распад Советского Союза резко обострил ситуацию на всей территории этого мощного государства и вызвал острейшие политические, экономические и социальные проблемы, вызвавшие недобровольное перемещение и стихийной массовой миграции населения. Десятки тысяч людей в современной России лишены права на нормальную жизнь. Многие, из которых вынуждены ютиться у знакомых, родственников, снимать жилье за непомерную плату, ютиться в вагончиках, землянках, палатках, в недостроенных домах и пр. В этих семьях болеют и недоедают дети и взрослые. Не хватает денежных пособий на самое необходимое: еду, одежду, оплату учебы. Процесс вынужденной миграции резко возрос с войной в Чеченской республике. Масштаб и сложность указанных проблем, свидетельствует о надвигающейся гуманитарной катастрофе.

В "Национальном докладе о прогрессе, достигнутом Российской Федерацией в ходе осуществления целей всемирной декларации и плана действий всемирной встречи на высшем уровне в интересах детей" отмечается, что численность беженцев и вынужденных переселенцев в 1992 г. зарегистрировано всего семей 60319. В этих семьях проживает 160341 человек, из них в возрасте от 0-5 лет 16954, от 6-15 лет 32691 и всего 49645 детей. В 1999 г. зарегистрированных всего семей 34388, в них человек 79126, из них в возрасте от 0-5лет 5021, от 6-15 лет 16733 и всего 21754 детей. И подводя общие данные по статистике, что с начала регистрации по январь 2000 года всего зарегистрировано 388886 семей, в них 960300 человек, из них в возрасте до 5 лет 65693 детей, 6-15 лет - 192565, 0-15 лет -258258 детей. 17 тыс. из неполных семей и 43 тыс. детей - многодетных семей.

Миграционные процессы сопровождаются социально-экономическими и психологическими проблемами. Растут цены на недвижимость, усиливается конкуренция на рынке труда, снижается уровень жизни населения, криминализируется обстановка в районах с высоким уровнем миграционного процесса. Прибывшие в Россию славяне в основном заняты в народном хозяйстве, мигранты неславянского происхождения больше ориентированы на коммерческую деятельность, торговлю, сферу обслуживания. Во многих регионах славянское население выступает за жесткую национальную политику в отношении мигрантов из Закавказья. Наблюдается значительное напряжение в отношениях между представителями диаспор народов Кавказа и Средней Азии. Наиболее конфликтные территории Краснодарский, Ставропольский край и Ростовская область. В некоторых районах Сибири и Дальнего Востока проживают преимущественно представители Китая, не граждане РФ. Некоторые малые диаспоры, нелегальные мигранты, переселившиеся в Россию, даже не собираются интегрироваться в Российское общество. Все это свидетельствует о достаточно сложном и долговременном процессе интеграции вынужденных переселенцев и беженцев в Российское общество. Под процессом интеграции традиционно понимается приобретение гражданином достойного человека образа жизни. В России, в большинстве случаев мы видим обратную картину, в сущности, вместо интеграции люди обречены на деградацию. Более 80% мигрантов не имеют постоянного жилья и только 10% получили ссуды на строительство жилья. С 1996 по 1999 годы было прекращено выделение средств на создание рабочих мест и содействие в трудоустройстве вынужденных переселенцев. Доступ к гражданству РФ постоянно затрудняется паспортно-визовой службой. Отношение к мигрантам в большинстве случаев характеризуется в диапазоне от безразличия до непринятия. Вынужденные переселенцы испытывают трудности в регистрацией и пропиской на новом месте жительства и, как следствие, появляются значительные трудности с трудоустройством, медицинским и пенсионным обеспечением, получением детских пособий, учебой и устройством детей в дошкольные учреждения. Отсутствие денежных средств создает значительные трудности в приобретение учебников, одежды, обуви для детей школьного возраста. Не оказывается необходимая финансовая поддержка социально незащищенным категориям мигрантов для их обустройства на новом месте жительства. Говорить об оказании адресной помощи репатриантов со стороны социальных работников и педагогов просто не приходится, ее не существует. Положение этой категории лиц во многом зависит от конкретной ситуации переселения.

Все эти и другие факты свидетельствуют об отсутствие единой политической государственной программы в Российской Федерации. Есть влиятельные политические силы, которые настаивают на ограничении въезда соотечественников в Россию. В настоящее время по инициативе правительства и Президента В. Путина аннулировано Министерство Национальности, усложнилась паспортно-визовая служба, затруднен доступ к гражданству РФ даже для соотечественников и стран СНГ. Отсутствует Закон о Репатриантах. Правительство России занимает аморфную и соглашательскую позицию по отношению к новым государствам ближнего зарубежья, не требует от них компенсаций в пользу покидающих эти страны соотечественников и оставляющих там свою единственно реальную ценность - жильё. Вместо того, что постоянно экономически поддерживать (кредитовать) Армению, где практически отсутствуют славяне и русскоговорящие, лучше выделить эти средства на строительства жилья для переселенцев в России. Оказание помощи странам СНГ осуществлять через "Русские общины" или в зависимости от положения русскоговорящих в этих государствах.

Хронический экономический кризис не позволяет выделить какие-либо заметные средства на основные программы обустройства вынужденных мигрантов. Практически ни одна социальная программа в РФ не только не разработана для вынужденных мигрантов, но эту категорию населения не выделяют из среды социально уязвимых слоев населения. К тому же на социальные программы, как правило, не хватает денег в бюджете. Отсутствие реальной экономической и социально - психологической помощи превращает вынужденных переселенцев, беженцев и их детей в маргиналов Российского общества, людей без родины, без корней. Происходит деформация социально одобряемых позиций в основных сферах жизнедеятельности (семья, быт, образование, труд, досуг и пр.) и рассогласование ролевого поведения. Экономическое положение этих семей усугубляет ситуацию с распространением наихудших форм детского труда в местах, куда стремятся миграционные потоки. Это косвенно подтверждается данными о несовершеннолетних, поступающих в центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей. Около 2,2 тыс. несовершеннолетних, доставленных в российские центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей, являются жителями государств - членов СНГ, 5,2 тыс. - жители иного субъекта Российской Федерации. Степень зависимости человека от среды, - пишет Г.М. Андреева, - весьма различна как в физическом, так и психологическом уровнях. Поэтому от того, каким сформирован образ окружающей среды в сознании человека, во многом зависит тип его поведения (1997). Все выше сказанное свидетельствует, что не решение на политическом и государственном уровне проблем (идеологических, экономических, социальных, культуральных и психологических) русских репатриантов и русскоговорящих соотечественников приведет к значительному росту дезадаптированных детей и подростков, значительному увеличению числа преступлений, совершаемых несовершеннолетними мигрантами.

Мировой опыт показывает, что переселенцы мощный стимул экономического развития страны. В таких странах как США, Канада, Израиль население состоит в основном из мигрантов. Учитывая демографическую катастрофу в России, существенную и не прекращающую "утечку умов" на запад, пустующие российские земли, которые становятся соблазном для перенаселенных соседних стран, просто пренебрегать трудовым и интеллектуальным потенциалом репатриантов и соотечественников, возвращающихся на Родину кощунственно.