А.В.Глазырин

Ассоциация содействия профессиональному развитию (АСПРА), г.Ижевск

ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СОПРЯЖЕННОСТЬ


Толерантность, как терпимость к чужому мнению, поведению, в последнее время стала часто использоваться в качестве необходимого стабилизирующего фактора в ситуациях, связанных именно с межэтническим, межнациональным взаимодействием.

Возрастание роли этничности в так называемые "смутные времена" - реакция на неопределенность (нетерпимость к неопределенности - одна из самых сильных психологических характеристик человека, способствующая его адаптации в окружающем мире). При разрушении любой идеи, укреплявшей общество, в целях удовлетворения основной потребности человека в определенности, на сцену выходит более древняя и устойчивая форма информационного структурирования мира - этническая (Лебедева, 1999).

История межэтнических отношений есть непрерывная цепь опосредованных и непосредственных этноконтактных ситуаций. Сутью этноконтактной ситуации является субъект-субъектное взаимодействие, где целостными субъектами деятельности и познания являются этнические группы или их представители, выступающие с позиции группы. А межгрупповое поведение имеет место в тех случаях, когда индивиды, принадлежащие к одной группе, взаимодействуют коллективно или индивидуально с другой группой или с ее членами с позиции своей групповой идентичности (Sherif, 1969). Именно межгрупповая этноконтактная ситуация как реально функционирующая действительность выступает основанием "перевода" или "не перевода" межэтнических установок в единицы поведения - импульсивные поведенческие акты или сознательные поступки, совершаемые в соответствии с принятым намерением.

Самым распространенным параметром этноконтактной ситуации в исследованиях выступает "напряженность".

Политики, ученые обозначают XXI век, как век "этнодемографической экспансии" - стремления к власти этносов с высокой демографической продуктивностью. Помимо территориального измерения экспансии обозначают и другие ее характеристики: информационные, культурно-исторические, религиозные, этнические, политические, и, особенно, экономические.

Термин "социальная напряженность" в научной литературе используется в достаточно широком диапазоне: от определения ее как параметра, характеризующего функционирование любой социальной системы, до рассмотрения как специфического состояния, возникающего только в периоды социальных изменений.

Под этническим конфликтом понимается любая конкуренция между этносами - от реального противоборства за обладание ограниченными ресурсами до конкуренции социальной - во всех случаях, когда в восприятии хотя бы одной из сторон противоборства сторона определяется с точки зрения этнической принадлежности ее членов. Обозначают пять способов решения этнических конфликтов - геттоизация, ассимилиция, культурный обмен и взаимодействие, частичная ассимиляция, культурная колонизация. Исторический опыт человечества показывает, что чаще всего используются способы, имеющие в основе именно "силовые приемы", напрямую связанные с термином "напряженность", а иногда - задающие и развивающие ее.

Межэтническая напряженность - это нарушение баланса взаимоотношений на всех уровнях поликультурного общества, в результате которого происходит раскол массового сознания на множество этнических идентичностей, и межэтнические отношения переструктурируются согласно новым социальным условиям. От того, насколько тесно связаны между собой подсистемы общества, зависит скорость иррадиации напряженности внутри него (Давыдов, 1992).

Возникновение состояния напряженности связано с осознаванием "противоположного" субъекта взаимодействия и, чаще всего, трактуется как характеристика нарушения гомеостаза социальных систем.

По мнению целого ряда исследователей, именно изучение межэтнической напряженности в рамках этноконтактной ситуации, открывает возможность изучения механизмов "воплощения" групповых состояний в групповые действия. Уровень межэтнической напряженности отражает степень психологической готовности группы к определенным действиям и является индикатором групповых этномобилизационных процессов (Солдатова, 1998).

С другой стороны, выделяя такие группы социогенных потребностей как:

Само понятие "сопряженный" имеет следующее значение: 1) неразрывно связанный, соединенный с чем-либо; чему непременно сопутствует что-нибудь другое; 2) взаимно связанный, находящийся во взаимодействии (сопряженные точки - в оптической системе - находящиеся в таком соотношении, что если предмет поместить в одну из них, то его изображение получится в другом) (Толковый словарь русского языка /Под. ред. Д.Н.Ушакова, М.: Изд-во иностранных и национальных словарей, 1940). По В. Далю - "сопрягать" - "соединять браком, венчать, связывать" ("Словарь русского языка", том IV, М.: Русский язык, 1984).

Нам видится достаточно целесообразным использование данного термина для описания процесса продуктивных межэтнических отношений. Сам по себе подход описания взаимодействия с позиции "неразрывной связи" уже задает толерантность такого типа отношений. Проведение этнопсихологических исследований в данном контексте позволило бы выявлять положительные и эффективные примеры осуществления этноконтактных ситуаций, и, как следствие, развитие и воспроизводство именно такого продуктивного опыта межэтнического взаимодействия - переводящего "напряженность" в "сопряженность"