Р.З.Хайруллин

Московский государственный социальный университет, г.Москва

КУЛЬТУРА МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ КАК ОБЪЕКТ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ


В поликультурной среде человек оказывается на стыке культур, и перед ним возникают две важнейшие личностно значимые проблемы: сохранения своей культурной идентичности и адаптация в поликультурной среде.

Исследователи выдвигают ряд требований к профессиональной подготовке учителя, ориентированного на работу в поликультурной среде: овладение несколькими языками и культурами, теорией поликультурного образования, понимание социально-психологических особенностей и менталитета учащихся, владение технологиями проектирования кросскультурных интегрированных курсов. Учитель должен знать теоретические и практические вопросы, связанные с поликультурным образованием и сравнительной педагогикой: интеграционные процессы в образовании, культура мира, культурная конвергенция, концепция национального характера, педкультура народа, регионально-этническая культура, региональный подход к образованию, этнопедагогике и др.

В настоящее время, как отмечают исследователи, образовательная ситуация в полиэтническом регионе отличается следующими особенностями: возрастание роли родного языка в обучении, развитие наряду с национально-русским русско-национального двуязычия, повышение значимости религии в образовании (православия и ислама), усиление внимания к традициям этнопедагогики. Школа рассматривается учеными и педагогами как важный институт воспроизводства инонациональной культуры. В связи с этим был сделан вывод, что современную стратегию государственной образовательной политики целесообразно строить с учетом многокультурности социума, ориентироваться на гибкую языковую политику, на создание условий для воспитания личности в духе толерантности, согласия и веротерпимости.

Зондажное исследование по выявлению уровня культуры межнациональных отношений носило междисциплинарный характер (на стыке педагогики, этнопедагогики, этносоциологии и этнопсихологии) и проводилась в г. Ростов-на-Дону (2001). Его целью было определение уровня включенности представителей нового поколения в этническую культуру своего народа, содержания их культурно-образовательных потребностей и степени влияния на них национальной принадлежности, а также проблемы взаимодействия с представителями других национальностей, проживающих в регионе.

Важным для любого исследования является обоснование системы показателей и измерителей, позволяющих определить состояние той или иной проблемы. При составлении вопросов, касающихся приобщенности учащихся к этнической культуре своего народа, разработчики анкеты опирались, прежде всего, на систему показателей, заложенных в самом определении понятия этнос. "Этнос - это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими относительно стабильными особенностями языка, культуры и психики, а также сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований (самосознанием), зафиксированным в самоназвании" .

В основном вопросы анкеты были ориентированы на выявление национального самосознания учащихся. Этническое самосознание, по Ю.В.Бромлею, понимается в двух смыслах: в узком понимании оно интерпретируется как осознании принадлежности к этнической общности, в широком - означает еще и представления людей о культуре, языке, историческом прошлом своего народа, в том числе о государственности, территории". Некоторые исследователи включают сюда также интересы, осознаваемые людьми как этнические.

При разработке программы исследовании межнациональных отношений ученые предлагают выделять следующие параметры:

  1. Национальное самосознание.
  2. Интересы и ценностные ориентации
  3. Потребности и мотивы.
  4. Коммуникативно - поведенческая деятельность.
  5. Этнические стереотипы.

Комплексное исследование проблемы национального образования предполагает ее рассмотрение с точки зрения трех заинтересованных субъектов образовательного процесса: учащихся, родителей, учителей и руководителей образования. Наряду с целями, общими для всех анкет (Определение уровня включенности представителей нового поколения в этническую культуру своего народа, содержания их культурно-образовательных потребностей и степени влияния на них национальной принадлежности, а также проблемы взаимодействия с представителями других национальностей, проживающих в регионе), каждая из анкет выдвигала и свои специфические цели.

Так, специфической целью опроса учащихся является выявление степени осознания ими их интересов и потребностей в сфере национальной культуры и их этнической идентификации.

Специфической целью опроса родителей является определение степени заинтересованности родителей в приобщении детей к национальной культуре, так как до осознания детьми своих культурно-образовательных прав выразителями их интересов перед государством являются родители. Степень этнической толерантности родителей и направленность их родительских ожиданий выявлялась вопросом об отношении к межнациональным бракам. Выявлялась также взаимосвязь этнической идентификации родителей и этнической идентификации их детей.

Целью опросов учителей и руководителей образования, являющихся основными фигурами, транслирующими государственную политику в сфере национального образования и воплощающими ее в жизнь в своей образовательно-воспитательной деятельности, является выявление их отношения к национальным учебным заведениям, определение степени их заинтересованности в обеспечении учащимся условий для удовлетворения их национально-культурных потребностей, приобщения к национальной культуре, готовности работать в полиэтническом коллективе, формировать культуру межнационального общения, а также выявление перспектив развития национальных систем образования.

Анкеты, данные в комплексе, предоставляли возможность анализа анкет не только одного вида, но и анкет разного вида между собой. Например, результаты анкетирования учащихся сопоставлялись с результатами анкетирования родителей и учителей по сходным позициям.

Анкетирование проводилось на основе анкет, разработанных этносоциологами А.С.Сусоколовым и Г.С.Денисовой (проводивших в середине 90-х годов исследования на Северном Кавказе). Эти анкеты дали возможность анализа первых четырех структурных компонентов исследовательской программы (национальное самосознание; интересы и ценностные ориентации; потребности и мотивы; коммуникативно-поведенческая деятельность). Для исследования пятого компонента - этнических стереотипов использовалась анкета, разработанная социологами В.С.Собкиным и П.С.Писарским для анализа межнациональных отношений в образовательных учреждения г. Москвы, а также методика, предложенная этносоциологом З.В.Сикевич.

Анкеты предполагали выявить не только характер межнационального взаимодействия, но и его культуру. Показатели культуры межнациональных отношений, предлагаемые нами, тесно связаны с параметрами программы этнопсихологических исследований, предложенной этнопсихологами Э.А.Саракуевым и В.Г.Крысько. Авторы выделяют два вида этнопсихологических исследований: стандартное и кросс-культурное. Стандартное предполагает изучение национально-психологических особенностей представителей одной этнической общности, а кросс-культурное - сразу нескольких.

При характеристике культуры межнациональных отношений можно выделить следующие компоненты: когнитивный, эмоционально-оценочный, мотивационно-потребностный и поведенческий. Первый - когнитивный - компонент включает представления о межнациональных отношениях; о культуре межнационального общения как сложной системе, включающей ряд содержательных элементов, соответствующих разным сторонам и формам самого общения между людьми различных национальностей; об истории и культуре своего народа, об особенностях других национальных культур (истории, языка, традиции, обычаев, психологии и др.) и проблемах их развития; общепринятых нормах и правилах поведения при взаимодействии людей разных национальностей; способности и умении общения в разнонациональных коллективах (учебных, трудовых и т.д.).

Второй - эмоционально-оценочный компонент - включает эмоционально-нравственные характеристики личности, проявляющиеся в чувствах, убеждениях, оценочных суждениях и т.д. по отношению к своему и другим этносам. Отрицательные - равнодушие, замкнутость, упрямство, обидчивость, подозрительность, неуважительность, высокомерие, невежество, презрительность, грубость, ненависть, жестокость и др. Положительные - любовь, доброжелательность, чуткость, вежливость, сочувствие, интерес, терпимость, уступчивость.

Третий - мотивационно-потребностный компонент включает мотивации и потребности людей в освоении родной культуры и культуры народов-соседей, а также культуры межнациональных отношений.

Четвертый - поведенческий - компонент включает проявление действий и поступков по отношению к людям другой национальности, характеризующихся, как правило, доброжелательством, тактичностью, формализмом, безучастием, пренебрежительностью.

Таким образом, можно проследить корреляцию показателей в системе этнопсихологического исследования (Э.А.Саракуев, В.Г.Крысько) и показателей исследования культуры межнациональных отношений.

Корреляция показателей дает возможность с помощью одних и тех же модифицированных анкет исследовать как включенность подростков в национальную культуру, так и их культуру межнациональных отношений.