Э.Р.Хакимов

Институт усовершенствования учителей, г. Ижевск

ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ ПЕДАГОГА.


Этническая толерантность рассматривается нами как этническая позиция личности, которая выражается в совокупности отношений личности к представителям различных этнических культур, в том числе и к представителям своего этноса, и которая представляет совокупность следующих устойчивых отношений личности: принятие и уважение людей собственной этнической группы, принятие и уважение людей других этнических групп, пониженная значимость национально-культурных различий людей.

Нами проведен цикл исследований, определяющих взаимосвязи между этнической толерантностью личности педагога и особенностями его профессиональной деятельности. Выявлено, в частности, что этническая толерантность классного руководителя национального класса в многонациональной школе оказывает существенное влияние на развитие способностей учащихся к самоорганизации (выявление мнений компетентных судей), что уровень этнической толерантности классного руководителя влияет на степень симпатии к нему со стороны учащихся и на их оценку эффективности реального взаимодействия с педагогом (анкетирование учащихся), что этническая интолерантность воспитателя детского сада оказывает существенное влияние на занижение оценки уровня развития мышления и речи у детей из национально-смешанных семей (тестирование уровня развития познавательных процессов старших дошкольников и сопоставление с оценками воспитателей), что этническая толерантность педагога в процессе педагогической деятельности в целом существенно не изменяется (сопоставление параметров этнической толерантности у педагогов разного стажа работы). Результаты проведенных исследований позволяют утверждать о значимости и актуальности специально организованной работы с учителями по коррекции (формированию) этнической толерантности их личности.

Проявления этнической толерантности личности педагогов изучалось нами в ходе совместных курсов повышения квалификации учителей удмуртского и татарского языков. Содержанием курсов явилось проектирование на тему: "Воспитание культуры межнационального общения учащихся этнопедагогическими средствами", для чего учителя осваивали и актуализировали различные этнопедагогические знания. Работа осуществлялась микрогруппами по 2-3 человека по желанию участников. В результате деления не было сформировано ни одной национально-смешанной микрогруппы, то есть проявилось настороженное отношение учителей удмуртского и татарского языков друг к другу. В ходе проектирования учителя разрабатывали и консультировались с членами других микрогрупп по ряду вопросов: Для каких учеников проблема является актуальной? Какова идеальная модель организации учебного и воспитательного процесса для решения проблемы? Какие интеллектуальные, кадровые, материально-финансовые и др. ресурсы требуется привлечь для реализации проекта? Каковы критерии оценки результатов, ожидаемых в ходе реализации проекта? и др.

Наблюдение за поведением учителей в ходе проектирования позволяет говорить о тенденции к увеличению интенсивности консультаций педагогов разных национальностей друг с другом в зависимости от времени совместной деятельности, что является косвенным показателем проявления этнической толерантности. Таким образом, предварительно можно предположить, что организация этнопедагогического проектирования в некоторой мере решает задачу формирования этнической толерантности педагога. Мы планируем проверить данную гипотезу в ходе будущего экспериментального исследования.