В.Ю.Хотинец

Удмуртский государственный университет, г.Ижевск

ПОНИМАНИЕ РЕГУЛЯТИВНОЙ ФУНКЦИИ ИДЕНТИЧНОСТИ


Данная работа является результатом обобщения основных положений зарубежной психологии идентичности, представленной психоаналитическим (З.Фрейд, Э.Эриксон, Дж.Марсиа и др.), когнитивным (Г.Тэджфел и Дж. Тернер, Г.Брейкуэлл и др.), и интеракционистским (Дж.Мид, И.Гоффман, Ю.Хабермас и др.) подходами, а также идей философии диалога М.Бубера, М.Бахтина и С.Л.Франка. Остановимся на основных мыслях.

Анализ значимых для человека идентичностей позволяет говорить о том, что каждая из них выполняет имманентную функцию в регуляции поведения человека, как на конкретном этапе возрастного развития, так и в целостности человеческой идентичности. Идентификация в детстве обеспечивает взаимную зависимость и взаимное признание между ребенком и его родителями для реализации базисной потребности в собственной защите и безопасности, осуществления контроля над собой и собственной регуляции поведенческих актов. Личностная идентичность, способствующая согласованию внутреннего содержания Я и его внешних проявлений (поступков, поведения), осуществляет адаптационную функцию в плане соотнесения Я с внешним окружением с целью реализации базисной потребности быть принятым и признанным значимыми другими. Социальная идентичность в результате сравнения Я с другими членами группы определяет его в системе социальных (групповых) взаимоотношений для обеспечения его базисной потребности принадлежать и объединяться с группой с целью самосохранения и собственной защиты. Этническая идентичность в результате соотношения Мы и Они определяет человека в системе межгрупповых отношений для обеспечения базисной потребности человека в устойчивом и надежном способе, как своего существования и жизнедеятельности, так и человечества в целом в поликультурном пространстве, защищая и сохраняя, как этнокультурные, так и общечеловеческие ценности.

Можно проследить, как происходит трансформация форм регуляции социального поведения человека в онтогенезе при переходе от одного к другому виду идентичности или расширении регулятивных возможностей идентичности в полной ее конфигурации. Зависимость ребенка от его родителей для осуществления саморегуляции и самоконтроля - на уровне идентификации, адаптация личности к социальному окружению с целью сохранения целостности индивидуальности ее опыта - на уровне личностной идентичности, сплоченность с группой для самозащиты - на уровне социальной идентичности, и, наконец, толерантность с целью оптимальной жизнедеятельности в этнокультурном мире - на уровне этнической идентичности.

Обращает внимание протекание генеза регулирующих функций при усложнении самокатегоризации, начиная с эмоциональной зависимости на низшем уровне, продолжая активным взаимодействием - на среднем, и завершая пониманием - на высшем.

Можно заметить, как реализуется механизм идентичности по мере усложнения процесса абстрагирования категорий на соответствующем уровне: на основе соответствия, сопоставления, противопоставления и соотношения Я и Другого. Этот процесс можно сопоставить с онтогенезом самосознания человека - развитием способности человека самоопределять себя в собственной жизнедеятельности, возникающей в со-бытийной общности, с эмоционально-смысловой оценкой самого себя как субъекта полноценной со-деятельности с другими.

Отмечаешь, что внешнее окружение может являться или же предпосылкой и условием становления человеческой реальности на индивидном уровне в процессе роста и созревания, на личностном уровне в ходе становления субъективности как целостности проявлений человеческой психологии, или же движущей силой и источником развития в процессе социализации личности. Очевидно, что человеческий индивид никогда и нигде не может быть вне его связи с другими. Он всегда существует и развивается в культурном человеческом сообществе. Наличие и сам характер этих связей, преобразование их в систему разнообразных отношений с культурным миром и образуют единство исходных предпосылок и условий развития. Человек рождается не в качестве отдельного существа в предметной реальности, а в культурно-историческом пространстве наличной социальности. Своим вхождением в это пространство он преобразует жизнедеятельность других в способ своего существования, когда Я и Я в другом, Другой и Другой во мне становятся аутентичными, комплиментарными друг другу, совместимыми друг с другом. В этом суть толерантности отношений Я с Другими - носителями многообразных культурных ценностей.

Можно сказать, что толерантность рассматривается как феноменологическая репрезентация позитивной этнической идентичности в сфере жизнедеятельности человека в полиэтническом пространстве. Полноценно проявляя себя, этническая идентичность исполняет, свершает толерантность во взаимосвязи разных человеческих жизней, где Я для Другого и Другой для Я есть фундаментальные онтологические основания самой возможности способа существования человеческой реальности, основания оптимального осуществления полноценной жизни человека в этнокультурном мире.