Н.Ю.Ивушкина, Т.В.Черникова

Волгоградский государственный педагогический университет, г.Волгоград

МЕЖЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ В ШКОЛЕ: КОМПОНЕНТБЛАГОПРИЯТНОЙ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ


Волгоград относится к числу городов южно-российского региона, характеризующихся многонациональным составом населения. Этнические проблемы в процессе реализации государственной образовательной политики связаны не только с языком, различием в содержании учебных программ, стилей преподавания. Закономерным в этой связи является усиление проблем межэтнического восприятия и оценивания иной культуры, в том числе в школе. Педагогу, работающему в таких условиях (в одной школе обучаются дети более 70 национальностей), трудно организовать учебный процесс с учетом разноуровневой подготовленности учащихся и национально-культурных традиций их семей. Межэтническая толерантность становится условием благоприятного протекания образовательного процесса. Исходя из этого, мы считаем необходимым начинать подготовку учителя для работы в полиэтнической образовательной среде уже в педагогическом вузе.

Нами проводится социально-психологический опрос молодых людей по поводу их видения этнической ситуации в нашем городе. Помимо школьного образования, полиэтническая среда предполагает также межнациональные браки и соседство, поэтому вопрос о воспитании отношения к такой ситуации во многом находится в ведении учителя. Мы опрашивали студентов вузов города, а также беременных женщин, посещающих курсы "Подготовленные роды" в женской консультации Центрального района (86 человек - 30 мужчин и 56 женщин). Респонденты отвечали на вопрос: "Что для Вас значит полиэтническая (многонациональная) социальная среда? Что Вы в этом видите?"

Наше исследование еще не закончено, но уже сейчас можно говорить о некоторых предварительных результатах. Опрошенных мы разделили на три возрастных группы: 18 - 20 лет (студенты младших курсов), 21 - 25 лет (студенты старших курсов и уже работающие) и 25 - 30 лет (работающие). Респондентами было высказано 134 суждения, что в среднем составило 1,6 высказывания на одного человека. Эти данные мы интерпретировали как невысокую готовность обсуждать предложенный вопрос. Применяя метод контент-анализа, мы выделили группы суждений и соотнесли их с компонентами социально-психологической установки личности (когнитивным, эмоциональным, поведенческим).

Суждения когнитивного типа (познавательный интерес) включали две основные тематические группы, которые мы условно назвали "культура" (то есть интерес к культуре, традициям, обычаям другой национальности) и "человек" (то есть для таких респондентов не имела значения национальность, а акцент ставился на личностных качествах человека). В процентном отношении количество таких суждений составляло 31 %.

Суждения эмоционального типа, то есть выражение отношения к представителям другой национальности, были положительными, отрицательными и нейтральными. При этом нейтральные суждения таковыми являлись не всегда. В половине случаев это было нейтральное отношение с потенциально положительной направленностью ("Отношусь нейтрально, но более склонна к положительному") или потенциально отрицательной ("К людям другой национальности я отношусь с безразличием: мы их не трогаем, но только пусть нас тронут!"). Всех высказываний эмоционального типа насчитывается 50 %.

Суждения об опыте взаимодействия с представителями другой национальности содержали сведения об общении, дружбе и о социальном сотрудничестве. Была выделена небольшая группа суждений, в которых говорилось о трудностях, возникающих в процессе взаимодействия (язык, традиции). Группа суждений о социальных межэтнических контактах - самая малочисленная - 19%.

Таким образом, ситуацию запроса о восприятии полиэтнической среды респонденты принимали чаще как задачу на выражение отношения, которое было основано на малом опыте взаимодействия с представителями другой культуры.

Наибольшее количество суждений - 50% - приходилось на эмоциональный компонент, то есть в основном респонденты высказывали свое отношение к вопросу, причем отрицательно окрашенных - 11%, а положительно и нейтрально - по 13%. В целом, молодежь не склонна проявлять агрессивность по отношению к людям других национальностей, скорее наоборот, человек из другой культуры интересен как носитель традиций, обычаев своей национальности (15%), или же его национальность безразлична, а "главное, что это за человек" (11%).

Первые итоги нашего исследования позволяют отметить, что существуют различия в суждениях между юношами и девушками относительно интереса к другой национальной культуре и положительного отношения к ней. Однако говорить о значимости этих различий рано, т.к. выборка неравнозначна. Наша работа в дальнейшем будет связана с расширением опросной выборки и со специальным исследованием межнационального аспекта образовательных отношений.

Реализация государственной образовательной политики в такой многонациональной стране, которой является Россия, связана с положительным решением вопроса о межэтническом восприятии субъектами образования других национальных культур. В современных условиях деятельности образовательного учреждения это становится необходимым требованием. Одним из основных направлений внутренней политики многонационального государства следует считать интеграцию культур населяющих его граждан.