С.М.Картавый

г.Москва

ТОЛЕРАНТНОСТЬ И ЭТНОПОЛИТИКА НА УКРАИНЕ


Проблемы нонтолерантных отношений в этнополитической сфере на пост советском пространстве в настоящее время стоят достаточно остро. Построение вновь образованных мононациональных государств на территории СССР повсеместно вызывает нетерпимое отношение к русским, русскоязычным и национальным меньшинствам, проживающим на территориях этих государств.

Россия и Украина две очень близкие по культуре, национальному и социальному составу страны. И это не удивительно. Ведь совершенно недавно это была одна многонациональная страна, один народ. Анализируя межправительственные и межгосударственные соглашения России и Украины последнего периода, можно заметить, что все они симметричны с точки зрения обязательств сторон в отношении российских и украинских соотечественников. А это означает, что украинцы в России, а также россияне в Украине в равной мере могут удовлетворять свои национально-культурные и социальные потребности. Возникает вопрос: В чем необходимость построения двух самостоятельных государств на ранее общей территории, с общим экономическим потенциалом, культурным и информационным полем, и в чем же различия их государственного устройства?

В основу концепции развития государственности Украины, как социальной и гражданской общности, положен некий универсальный принцип, который является неочевидным (снятым) отражением цивилизационной платформы. Сущность его заключается в стремлении вести государственное и социальное строительство в соответствии с ранее сделанными заявлениями в рамках критериев и ценностей западноевропейской цивилизации. С другой стороны, проводя самостоятельную политику, Украина балансирует на грани интересов России и стран Запада, пытается при этом получить выгодные для себя условия экономического и политического развития.

Понимание действий следования данному принципу делает очевидным ответ на вопрос: Зачем, собственно говоря, Украине независимость?.. Почему в тот момент, когда в Европе все со всеми стремятся объединиться, Украина со своими ближайшими соседями практически по всем направлениям чаще всего сознательно и целенаправленно разъединяется?.. Чем обусловлен данный процесс, и к каким последствиям он может привести?..

Очевидно, что государственное и социальное строительство нигде и никогда не являлось и, принципиально, не могло являться самоцелью. Во все времена и у всех народов подобное строительство было направлено на достижение вполне определенных, хотя чаще всего тщательно завуалированных демагогами всех мастей, целей. Основной же целью такого строительства было заявлено создание достойных условий жизни и деятельности человека, в первую очередь создание условий для реального обретения и практической реализации человеком его основных прав и свобод. При этом в качестве ориентира Украина выбрала западноевропейский цивилизационный вектор и стандарт развития.

Однако резкое падение уровня жизни, снижение уровня образования населения, рождаемости, а также других показателей социально-экономического и культурного развития, как в России, так и на Украине за последнее десятилетие свидетельствуют об обратном, вопреки обещанному, эффекте. В своей речи Президент США Б.Клинтон, выступая в Конгрессе, сказал: "Расшатав идеологические основы СССР, мы добились того, что собирался сделать Трумен с Советами с помощью атомной бомбы. Правда, с одним существенным отличием - мы получили сырьевой придаток, а не разрушенное атомом государство" (Правда, 15-18 января 1999 г.). Эти факты настоятельно заставляют задуматься о правильности выбранного нами пути развития.

Уровень общественного развития непосредственно связан с уровнем культуры данного общества. Говоря и размышляя о культуре, мы будем рассматривать культуру как уровень развития отношений человека и среды его обитания, включая совокупность всех видов преобразовательной деятельности человека и общества, а также результатов этой деятельности, воплотившихся в материальных и духовных ценностях.

Под ценностями понимаются материальные и идеальные объекты, способные удовлетворить какие-либо потребности человека, государства и общества, служить их интересам и целям. Мир ценностей многообразен, он включает в себя природные, этические, эстетические и др. системы. Системы ценностей историчны и, как правило, иерархичны. У каждого народа и этноса своя собственная уникальная система ценностей, но высший уровень иерархии занимают мировые, общечеловеческие ценности. Неповторимое сочетание народов и культур в едином государстве при разумном и бережном распоряжении содержит неисчерпаемый источник благополучного развития общества.

Критическое признание тем или иным народом приоритета системы общечеловеческих ценностей и достижений мировой культуры над собственной системой ценностей является залогом толерантного взаимодействия данного народа или этноса с другими народами, залогом прогрессивного развития собственной культуры и благоприятным условием привнесения собственного вклада в развитие мировой культуры.

Развитие культуры каждого этноса, народа или нации происходит в процессе взаимного обмена достижениями культуры других народов и этносов. И в этом плане перед каждым новым поколением представителей того или иного этноса стоит двуединая задача: во-первых, усвоить достижения культурного развития собственного народа, сохранить все наиболее ценное для следующих поколений и, во-вторых, творчески переработать усвоенное с учетом достижений культурного строительства других народов. На этой базе возникает новая, более богатая, многонациональная, интегральная культура, имеющая глубокие корни и широкий спектр составляющих. В качестве примера формирования такой культуры можно привести советскую культуру. Именно советская культура способствовала развитию культуры огромного числа народов и этносов.

Положение этнических меньшинств в Украине - объект пристального внимания правительств и политических сил родственных этим меньшинствам государств. В ряде случаев такое внимание сопровождается политическими спекуляциями и оказанием нажима на Украину. Однако в большинстве случаев закономерный интерес государств к положению родственных меньшинств содействовал достижению взаимопонимания, становлению и укреплению дружественных межгосударственных отношений. Именно в таком русле развивались, в частности, украинско-греческие и украинско-германские отношения.

В конце 1997 г. во время своего визита на Украину президент Греческой Республики посетил Мариуполь, где проживают почти 100-тысячная греческая община. В 1998 г. ректор Мариупольского гуманитарного института К.Балабанов был признан одним из девяти наиболее выдающихся представителей греческой диаспоры, проживающей в 140 странах мира. В 1998 г. на Украине состоялся месячник культуры Греции. Главные мероприятия, помимо Киева, прошли в городах, традиционно имеющих значительные греческие общины - Одессе, Мариуполе, Донецке, Ялте, Севастополе и Симферополе.

Наличие немецкого меньшинства явилось одним из факторов, оказывавших стимулирующее воздействие на развитие украинско-германских отношений. В 1998 г. в Бонне было подписано украинско-германское коммюнике, согласно которому правительство Германии обязалось помочь Украине в создании рабочих мест для этнических немцев. Последние также получили возможность обучаться в Германии и Австрии, а университеты Украины - наладить обмен студентами с немецкими университетами.

Сложность ряда проблем украинско-румынских отношений нашла свое отражение в инсинуациях румынской стороны относительно положения румынского меньшинства на Украине. В частности, в начале 1998 г. румынские СМИ обвинили украинскую сторону в якобы имевшем место факте закрытия 18 румынских школ в Одесской области. Сообщение вызвало протесты румынских парламентариев и стало предметом рассмотрения делегации экспертов по делам национальных меньшинств Совета Европы.

Как выяснилось, в Одесской области румынских школ нет и не было, поскольку здесь проживают около 145 тыс. молдаван и действуют 18 молдавских школ, которых, естественно, никто не закрывал. Румыны же компактно проживают в ряде районов Черновицкой и Закарпатской областей (130 тыс. из почти 135-тысячной румынской общины Украины), где действуют 107 румынских и ряд смешанных (украинско-румынских и русско-румынских) школ.

Недоразумение в конце концов разрешилось. Кампания в румынских СМИ была поднята, как оказалось, с целью склонить Украину к принятию точки зрения Румынии, согласно которой молдавской нации и молдавского языка не существует, а, следовательно, школы должны быть не молдавскими, а румынскими. Одесское областное объединение молдаван "Лучаферул" в этой связи выразило свой протест. Поднятая румынской стороной кампания дала повод Украине обратить внимание соответствующих комитетов Совета Европы на бедственное положение почти 70-тысячного украинского меньшинства в Румынии, не имеющего ни одной полноценной украинской школы.

Социологические исследования свидетельствуют о значительных различиях в языковых предпочтениях и ориентациях населения, в частности, в зависимости от размера населенных пунктов: в селах, поселках и малых городах 80% опрошенных отдают предпочтение украинскому языку и 20% - русскому; в средних городах (от 20 до 99 тыс. жителей) - соответственно 52% и 48%; в областных центрах - 33% и 67%; в больших городах (свыше 100 тыс. жителей) - 25% и 75%; в Киеве - 58% и 42%. Если учесть еще и региональные различия по этому показателю, то следует признать, что решение языковой проблемы является, вероятно, одной из самых сложных задач, стоящих перед Украиной в сфере этнополитики.

Однако этнические русские и так называемые русскоязычные, считая, что распространение украинского языка несет угрозу существованию русского языка на Украине и указывая на пример Белоруссии, требуют придания последнему статуса государственного. Так, в январе 1998 г. местное общество "Русь" провело в Харькове общегородское собрание "О праве граждан Украины на образование на русском языке". Протесты против сокращения количества русских школ высказали русские Львова, Киева. Количество русских школ во Львове сократилось с 24 до 5 (действуют также 8-10 смешанных украинско-русских школ). В Киеве количество русских школ сегодня составляет только 5% от общего числа общеобразовательных учреждений, хотя русских среди жителей города 20%. С другой стороны, сложная ситуация сложилась с открытием украинских школ в юго-восточном регионе и в Крыму.

Сложно, в ряде случаев на грани возникновения конфликта, происходит процесс обустройства крымских татар. В последние годы 260 тыс. татар возвратились из мест депортации в Крым. Ситуация обострилась в связи с тем, что, помимо значительных социально-экономических проблем, связанных с недостаточным финансированием процесса их возвращения и обустройства, почти половина крымских татар, так не имеют украинского гражданства, тем самым они исключались из активных политических событий и лишались права участия в выборах. Крымские татары усилили требования официального признания Курултая и Меджлиса, введения этих органов в политико-правовое поле Украины, принятия закона "О восстановлении прав крымско-татарского народа, нарушенных в связи с его депортацией", а также придания крымским татарам статуса коренного народа Крыма. Социально-экономическая, политическая ситуация вокруг крымских татар не улучшилась.

Ряд немногочисленных, но развивших значительную международную активность организаций основывает свою деятельность на противопоставлении регионального субэтнического самосознания украинского населения Закарпатья, где до сих пор бытует давний этноним всех украинцев - русины, - самосознанию общеукраинскому. Проявления этого своеобразного внутриэтнического сепаратизма отражают незавершенность процессов консолидации украинской нации как следствие неблагоприятных политических условий ее развития в прошлом, в частности, длительное отсутствие у нее собственной государственности.

Однако, несмотря на наличие отмеченных и многих других проблем, ситуация в этнонациональной сфере жизни украинского общества в целом была относительно стабильной. В значительной мере это, очевидно, было обусловлено тем, что в нынешних условиях энергия большинства людей направлена на простое физическое выживание. Социологические опросы свидетельствуют о дальнейшем снижении жизненного уровня населения.

Реальная зарплата по сравнению с началом года сократилась на 10%. На треть возросла задолженность по выплате зарплат. В агропромышленном секторе эта задолженность составляет семь с половиной месяцев. В ответ на падение уровня жизни 28% населения готовы принять участие в силовых акциях протеста и еще 15% обдумывают такую возможность; 27% - не готовы, поскольку, по их мнению, это ничего не даст; и только 25% опрошенных высказались категорически против силовых методов протеста. Свыше двух третей (69%) опрошенных жителей Украины считают, что страна идет в неверном направлении, и лишь 12% - что в верном. Дальнейшее обнищание населения представляет серьезную угрозу для самого существования Украины как независимого государства.

В этих условиях признание культурного многообразия и необходимости соблюдения прав человека любой национальности в Украине - это главный фактор, который позволит сосредоточить силы и средства на решении первоочередных, жизненно важных социально-экономических задач, наладить добрососедские отношения с сопредельными государствами. Для этого требуется политическая воля со стороны лидеров государства, ведущих политических партий и СМИ с тем, чтобы среди политиков и рядовых граждан выработать умение мирно сосуществовать с теми, кто мыслит и видит мир по-другому, научиться вести диалог с представителями других культур и социальных групп.