З.Ф.Лавшук, О.В.Бубновская

г. Самара / МПГУ, г.Москва

ИЗУЧЕНИЕ СТЕРЕОТИПОВ РАЗЛИЧНЫХ ЭТНИЧЕСКИХ ГРУПП
(на примере сравнения присущих личностных черт российских и американских студентов с точки зрения пензенских студентов)


Во все времена во всем мире у людей существовал интерес к своим корням. Особо актуален этот вопрос, на взгляд многих, для современности. Основная причина этого - ощущение человеком нестабильности окружающего мира и, как следствие, поиск поддержки и защиты в стабильных этносах.

Особую значимость этнос приобретает при интенсификации межэтнических контактов, актуализирующей этническую идентичность в процессе сравнения. Человеку становится свойственно ориентироваться на свою этническую общность и нередко преувеличивать позитивное отличие своей этнической группы от других. В научной литературе есть немало примеров интересных работ в этой области (Е.И.Шлягина, С.Н.Ениколопов, Т.Г.Стефаненко, С.Шварц, Н.М.Лебедева и др.).

С позиции психолога этнос рассматривается как межпоколенная, устойчивая в своем существовании группа людей, осознающих себя ее членами на основе любых признаков, воспринимаемых как этнодифференцирующие (Т.Г.Стефаненко). Одним из них является наличие и содержание авто- и гетеро- стереотипов, выполняющих как индивидуальные (систематизация информации, защита ценностей и т.п.), так и социальные функции (дифференциация между группами, объяснение существующих межгрупповых отношений и т.п.).

Нами было проведено исследование с целью выявления особенностей стереотипных образов американских и российских студентов, какими они сложились у студентов г.Пензы. Для наиболее полного и глубокого проникновения в субъективные мнения испытуемых применялись дополняющие друг друга: метод свободных описаний, приписывание качеств и шкалирование (биполярные шкалы).

На первом этапе были получены свободные описания - "портреты типичного американского и российского студентов". Преимущество этого метода в том, что неструктурированная информация более релевантна мнениям испытуемых, чем навязанный набор категорий. Для обработки текстов использовался качественно-количественный метод контент-анализа для категории "личностные характеристики".

На втором этапе для изучения стереотипов использовалась сконструированная на основе предыдущих исследований методика приписывания качеств из набора личностных черт. Испытуемые должны были выбрать из предложенного списка десять качеств, которые по их мнению, наиболее точно и полно характеризуют российских и американских студентов. Для обработки данных условно рассматривались качества, которые чаще всего приписывались своей и чужой группе (>50% испытуемых).

Третий этап исследования с использованием биполярных шкал проводился на той же выборке с помощью списка черт, составленного на основе предыдущих данных (методика, по форме представляющая собой семантический дифференциал - список пар полярных противоположностей с семибальной шкалой). Учитывался тот факт, что при сравнении своей и чужой групп, кроме тенденции их противопоставления, возможна и тенденция их сопоставления. Также использовались меры для уменьшения систематической ошибки, возникающей от позиционного эффекта.

Качества рассматривались как стереотипные, если не менее 80% испытуемых были согласны относительно их наличия у описываемых групп.

При обработке данных подсчитывались среднеарифметические шкальных значений с их мерами рассеяния, коэффициент ранговой корреляции Спирмена, проводилась проверка значимости различий профилей "американского" и "российского студента".

Таким образом, в результате проведенного исследования удалось выявить:

Так, наиболее стереотипными для российских студентов оказались качества: адаптирующийся, оптимистичный, непоседливый, трудолюбивый, гуманный, гибкий, пассивный, отзывчивый и терпеливый. Из них в качестве основных рассматривались: адаптирующийся, терпеливый, трудолюбивый и отзывчивый. Интересен тот факт, что в исследованиях 80-х годов (Т.Г.Стефаненко, Н.Н.Богомолова) наиболее стереотипными для русских людей оказались следующие качества: патриотичный, гуманный, добрый и отзывчивый, а 90-х годов (М.А.Абалакина, Т.Г.Стефаненко) - терпеливые, выносливые, подавленные, послушные и пассивные. Одновременно из автостереотипа "ушли" такие характеристики, как подавленность и пассивность, и вернулись гуманность и отзывчивость

Наиболее стереотипными для американских студентов, по мнению испытуемых, были признаны: оптимистичный, независимый, конкурирующий, предпочитающий материальные ценности, прагматичный, индивидуалистичный, уверенный в себе, целеустремленный и настойчивый. Из них основными были выделены: индивидуалистичный, независимый, конкурирующий и целеустремленный.

Интересно также, что пензенские студенты продемонстрировали слабо выраженный внутригрупповой фаворитизм.