В.П.Левкович, О.В.Чернова

г.Москва / г.Пенза

ПОЗИТИВНАЯ ГРУППОВАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ - ОСНОВА ТОЛЕРАНТНОСТИ В МЕЖЭТНИЧЕСКОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ
(на примере этноконтактных групп народов Поволжья)


Отечественные и зарубежные кросскультурные исследования показывают зависимость адаптационных процессов при взаимодействии этнических групп от особенностей их групповой идентификации: только уверенность этнической группы в позитивности и ценности своей культуры (позитивная групповая идентификация) позволяет ей проявлять толерантность к другим культурам, стремиться к сотрудничеству с их представителями и к межкультурным заимствованиям. И, напротив, неуверенность этнической группы в ценности и позитивности образа "мы-группы" порождает интолерантность к чужой культуре, стремление отгородиться от нее с целью сохранения своей этнокультурной идентичности.

Успешная адаптация этнических групп в виде интеграции связана с позитивным отношением как к собственной культуре, так и к культурам этноконтактных групп, что находит выражение в формировании позитивно направленных авто- и гетеростереотипов. Дезадаптация этнических групп предполагает толерантность к собственной культуре при отвержении культуры этноконтактных групп, выражаясь в позитивных и сверхпозитивных автостереотипах и негативных гетеростереотипах.

Задачей нашего исследования было проследить особенности этнокультурной адаптации и ее последствий в сельских районах Пензенской области, где основными этноконтактными группами являются русские, татары и мордва. Поскольку указанные этнические группы принадлежат к достаточно удаленным друг от друга культурам, можно предположить наличие трудностей в их взаимной адаптации и развитие тенденции к этнокультурной изоляции с целью сохранения этнической идентичности.

Объектом исследования были студенты педагогических училищ Пензенской области в возрасте 16-19 лет, приехавшие из сельской местности. Обследована случайная выборка, состоявшая из представителей трех этнических групп: русские (80 чел.), татар (80 чел.) и мордвы (80 чел.).

Эмпирические данные, полученные нами с помощью методики изучения этнических стереотипов Катца (Katz) и Брели (Braly) свидетельствуют о высоком уровне позитивной групповой идентичности у этнических групп русских, татар и мордвы. В их автостереотипах позитивные оценочные компоненты значительно преобладали над негативными: коэффициент позитивности оценки в автостереотипах русских равен +0,23, у татар +0,07, у мордвы +0,14. Среди положительных характеристик своих групп респонденты отмечали интеллектуальные и моральные качества: ум, трудолюбие, смелость, доброту, аккуратность, отзывчивость.

Наряду с положительными качествами респонденты отмечали у себя, как представителей этнической группы и некоторые негативные: русские - жадность, грубость; татары - хитрость, злопамятность, жестокость; мордва - лень, жадность, злопамятность, пристрастие к алкоголю, что свидетельствовало об отсутствии в их автостереотипах тенденции к исключительно благоприятной оценке своей этнической группы. Таким образом, эмпирические данные свидетельствуют о наличии у молодежи в исследуемых этнических группах позитивной этнической идентичности, позволяющей ей сохранить свое этническое самосознание.

Однако приверженность национальным ценностям не вызывала у респондентов интолерантности к культуре этноконтактных групп. Эмпирические данные, полученные по методике Катца и Брели, показали, что у русских в гетеростереотипах татар и мордвы преобладали позитивные оценки. Коэффициент позитивности оценки русскими татар равен +0,08, мордвы +0,33. Среди позитивных характеристик русские отмечали у татар трудолюбие, гостеприимство, доброту, сплоченность, а у мордвы - доброту, доброжелательность, гостеприимство, трудолюбие, самостоятельность. Негативными у татар русские считали злопамятность и преобладание внутригрупповых контактов над внегрупповыми, а у мордвы - хитрость. У респондентов - татар в гетеростереотипах русских и мордвы позитивные оценки преобладали над негативными. Коэффициент позитивности оценки татарами русских равен +0,50, мордвы +0,30. Татары отмечали у русских доброту, готовность помочь в беде, общительность, чистоплотность, а негативные характеристики фактически не отмечались. Среди позитивных характеристик мордвы татары чаше всего называли доброту, уважительное отношение к людям, трудолюбие, среди негативных - неопрятность. У респондентов - мордвы в гетеростереотипах русских и татар также преобладали позитивные оценки. Коэффициент позитивности оценки мордвой русских равен +0,60, татар +0,40. У русских особенно подчеркивалась доброта, отзывчивость, человеколюбие, милосердие, благородство, аккуратность. Отрицательных характеристик русских большинство респондентов-мордвы не отмечали. Среди положительных характеристик татар респонденты - мордва отмечали в основном трудолюбие и аккуратность, а среди отрицательных - стремление к общению в своей этнокультурной группе.

Таким образом, известная критичность во взаимных оценках этнокультурных групп не влияла на высокий уровень их толерантности. Это нашло подтверждение также и в большом количестве культурных заимствований, как в сфере материальной, так и духовной культуры в этнических группах русских, татар и мордвы.

Проведенное исследование не подтвердило предположение о том, что последствием межэтнических контактов молодежи в этноконтактных группах русских, татар и мордвы в сельских регионах Поволжья является их стремление к обособлению от других культур с целью сохранения своей этнической идентичности. Полученные эмпирические данные позволяют сделать вывод, что в изучаемом регионе Поволжья последствием взаимодействия молодежи в этнических группах русских, татар и мордвы является их этнокультурная интеграция, при которой каждая этническая группа полностью сохраняет свою этническую идентичность, одновременно проявляя толерантность к культурным ценностям других этнических групп, частично усваивая их. Это способствует развитию успешных контактов представителей молодого поколения этноконтактных групп, как на групповом, так и на личностном уровнях.