А.Д.Манхоева, Т.Ц.Дугарова

г. Улан-Удэ

ФРУСТРАЦИОННАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ И АДАПТИРОВАННОСТЬ ПОДРОСТКОВ БУРЯТ В УСЛОВИЯХ МЕЖЭТНИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ


Проблема фрустрационной толерантности рассматривается в исследованиях наряду с проблемами психологической устойчивости, эмоциональной устойчивости (Кулюткин Ю.Н. 1983; Мильруд Р.П. 1987; Хмелюк Р.И.; Курлянд З.Н.; Шевченко Н.А. 1987).

В исследовании Л.М.Митиной (1992) показатель фрустрационной толерантности обозначал степень социальной адаптации личности.

Под фрустрационной толерантностью принято понимать способность личности противостоять разного рода жизненным трудностям без утраты психологической адаптации, в основе которой лежит способность адекватно оценивать и реагировать на различные жизненные ситуации (Левитов Н.Д, 1967). Формы фрустрационной толерантности могут быть различными. Наиболее адекватными следует считать психическое состояние спокойствия, рассудительности, несмотря на наличие фрустратов. Толерантность может выражаться в напряжении, усилии, сдерживании нежелательных импульсивных реакций.

Порог фрустрационной толерантности индивидуален, зависит от особенностей характера темперамента, самооценки, ведущих мотивов, личности и характеристик этнической среды.

Фрустрационная толерантность формируется в процессе жизни; связана с индивидуальным опытом разрешения трудных ситуаций, с выбором способа преодоления препятствий, сложных ситуаций. Выбор способа преодоления фрустрирующих ситуаций во многом определяет поведение человека.

В контексте межэтнических отношений выбор личностью адекватного способа реагирования на фрустрационные ситуации в значительной мере определяет степень адаптированности личности. Поэтому в нашем исследовании мы рассматривали проблему фрустрационной толерантности как проблему адаптированности личности. В работе изучалась степень адаптированности подростков в условиях межэтнического взаимодействия. В исследовании принимали участие подростки бурятского и русского этносов 15-17 лет.

Для исследования адаптированности подростков нами использовался Проективный метод депривации структурных звеньев самосознания (В.С.Мухина, К.А.Хвостов), направленный на изучение особенностей структуры самосознания подростков разных этносов; выявление специфики реакции на фрустрацию их со стороны представителей "другого" этноса. Реакция испытуемых в состоянии фрустрации соотносилась с тем или иным типом поведением. Учитывались пять типов поведения соответственно выделялись адаптивные - неадаптивные формы реагирования на фрустрацию:

  1. адекватно - лояльный, стремящийся к преодолению тип поведения - высокий уровень адаптивной формы реакции;
  2. неадекватно - лояльный, фиксированный на фрустрацию тип поведения - социально не развитая (адаптивная) форма реакции;

Остальные 3 типа реагирования определялись как неадаптивные формы реагирования (агрессивный, игнорирующий, пассивный типы)

Результаты проведенного исследования дают основание сделать следующие выводы:

Бурятские и русские подростки демонстрируют различные способы реагирования на проективные ситуации фрустрации педагогом своего и другого этноса и родителями.

Бурятские подростки при депривации педагогом своего этноса проявляют неадекватно-лояльный тип реакции. Это свидетельствует о том, что в ситуациях взаимодействия с педагогом подростки буряты ориентированы на поведение, опирающееся на усвоенные конвенциональные нормы и этические эталоны. При этом пассивный тип реакции, свойственный сельским буряткам, свидетельствует об особенностях социализации, в силу которых они не осмеливаются возражать и прибегают к пассивной психологической защите.

Русские подростки при депривации педагогом своего этноса проявляют игнорирующие типы реакций. Критически относясь к негативной оценке педагога, они стремятся сохранить позитивное отношение к себе, демонстрируют обособление. Городские девушки проявляют в два раза чаще адекватно-лояльные типы реакций по сравнению с городскими бурятскими девушками.

При депривации со стороны педагога "другого" этноса как у бурятских, так и у русских подростков проявляется более выраженная агрессия. Нелояльность, некорректность со стороны взрослых в период межэтнической напряженности могут вызвать у подростков агрессию на "другой" этнос.

При депривации со стороны родителей у подростков обоих этносов обнаруживается высокая степень лояльных типов реакций, что обусловлено особенностями воспитания в традиционной семье через почитание родителей.

Бурятские подростки в условиях депривации со стороны родителей более склонны проявлять пассивность, неадаптированность.

У русских подростков при депривации со стороны родителей проявляются агрессивные типы реакций в два раза чаще, чем у бурятских подростков.

При депривации сверстниками доминируют агрессивные реакции, особенно на представителей "другого" этноса. Общее доминирование агрессивных реакций у Подростков обоих этносов не исключило выраженную агрессию городских буряток. Сверстники как равностатусная часть социального окружения провоцируют открытое выражение внутреннего напряжения, вызванного фрустрацией.

Общей тенденцией является преобладание неадаптивных типов реакции на ситуации фрустрации со стороны сверстников своего и другого этноса у бурятских и русских подростков (агрессивный и неадекватно-лояльный типы). При этом при депривации сверстниками другого этноса фрустрация с агрессией проявляется чаще, чем при депривации сверстниками своего этноса. Городские подростки проявляют агрессивные реакции на фрустраторов "своего и другого" этносов чаще, чем сельские. Дифференцированное реагирование на ситуации фрустрации, что отражается в снижении адекватно лояльных реакций на фрустраторов другого этноса, свидетельствует об этническом обособлении в условиях депривации.

Таким образом проанализированные в целом ситуации фрустрации позволяют выделить общую тенденцию: независимо от места проживания (город, село) у бурятских и русских подростков преобладают агрессивный и неадекватно-лояльный типы реакций и менее выражены адекватно-лояльный, игнорирующий и пассивный что свидетельствует о недостаточной степени адаптированности подростков бурят. Масштаб выраженности агрессивного типа поведения на фрустраторов своего и другого этносов у городских подростков выше, чем у сельских. Высокий уровень неадаптивных форм реагирования (агрессивного и неадекватно-лояльного типов реакций) отражают состояние внутреннего дискомфорта, характерной психологической защиты своего "Я" в фрустрирующих ситуациях.