Н.И.Подгребельная, Ю.В.Сорокопуд

Ставропольский филиал современного гуманитарного института, г. Ставрополь

ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ


Одной из отчетливых тенденций сегодняшнего российского пространства является оживление этнической жизни. Интерес к собственной истории, религии, языку, к атрибутам духовной и материальной культуры проявляют все субъекты межнациональных отношений. Причём, эта тенденция, с одной стороны, является положительной, так как препятствует забвению накопленного веками различными народами уникального опыта жизнедеятельности и собственного мироощущения. Однако с другой стороны проснувшееся самосознание порой приводит к возникновению взаимонепонимания и враждебности по отношению к лицам другой национальности. И особенно это ощущается в таком многонациональном регионе, как Северный Кавказ.

Обострение межнациональных конфликтов, увеличение количества мигрантов и вынужденных переселенцев, усиление военно-политической напряжённости - все эти факторы, к сожалению, стали визитной карточкой региона за последнее время.

Единственный путь в процессе преодоления межнациональных конфликтов - формирование этнотолерантности. Большая роль в этом процессе отводится созданию единого поликультурного пространства. Одним из важных его составляющих является образовательная среда. В этой связи ключевой позицией современного образования является возрождение его культурно-созидающей роли, воспитание и развитие учащихся на основе национальных традиций и региональных особенностей. В настоящий момент проблема создания поликультурного образовательного пространства решается на уровне всех ступеней образования - дошкольного, школьного, вузовского. Большой вклад в этот процесс вносят высшие учебные учреждения, так как именно в них собираются вместе юноши и девушки различных национальностей - выходцы из многочисленных районов Северного Кавказа.

На Северном Кавказе многие жители национальных районов, отстающих по экономическим показателям, испытывают, с одной стороны, огромное желание помочь своим детям получить высшее образование, и в то же время с другой - подчас непреодолимые трудности в этом процессе. Среди основных причин можно назвать следующие - высокая плата и наличие коммуникативных барьеров в процессе обучения, обусловленных снизившимся уровнем преподавания русского языка.

Во многом эти проблемы помогают решить высшие учебные заведения, использующие в своей деятельности технологии дистанционного обучения. Ещё в середине 90-х годов в системе Госкомвуза была разработана и начала реализовываться Концепция создания и развития дистанционного образования в РФ.

Так, в Ставрополе в 1996 году был открыт филиал Современного Гуманитарного Института, обучение в котором строится на дистанционной основе. Традиционно в нём обучается большое количество студентов различных национальностей - карачаевцев, черкесов, даргинцев, кабардинцев, дагестанцев, армян и др. Часть студентов является выходцами из семей беженцев, другая часть приехала из различных районов. Умеренная плата за обучение делает его доступным для различных социальных групп.

Существующая система подготовки специалиста в условиях дистанционного обучения способствует осуществлению дифференцированного подхода в обучении. При этом студенты обеспечиваются необходимыми методическими материалами, могут неоднократно проходить тестирование и тренинги по специально разработанным компьютерным программам, неоднократно прослушать и просмотреть курс видеолекций, слайд-лекций. Тем самым у студентов, недостаточно владеющих русским языком, постепенно снижается коммуникативный барьер за счёт возможности изучения учебных материалов в индивидуальном темпе и с многократным повторением.

Создание в филиале особой воспитывающей социокультурной среды, основанной на положительных традициях межнационального общения, способствует преодолению разобщённости и разногласий между студентами по национальному признаку и позволяет решить задачу формирования опыта межнационального общения, предупреждения конфликтов. За весь период существования филиала не наблюдалось ни одного конфликта на национальной почве, хотя количество студентов из различных этнических групп составляет более 30%. Во многом это объясняется и тем, что, как правило, эти студенты имеют высокую мотивацию к обучению и, встретив взаимопонимание среди преподавателей и сокурсников, очень им дорожат и не провоцируют конфликты.

В то же время, необходимо отметить, что дистанционное образование становится средством повышения информационной культуры населения и позволяет подготовить кадры для экономически отсталых районов с применением новейших образовательных технологий и способствовать тем самым их постепенной интеграции в мировую экономику. Кроме того, студенты - выпускники становятся носителями полученного положительного опыта этнотолерантности и могут способствовать его распространению в своих районах.