Ю.В.Семенов

Государственный комитет по науке , высшему и среднему специальному образованию УР, г.Ижевск

ТОЛЕРАНТНОСТЬ В ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНОМ АСПЕКТЕ РАЗВИТИЯ САМОСОЗНАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ХРИСТИАНСТВА И ИСЛАМА)


Самосознание народов относится к той категории философских дефиниций, которые при всем их многообразии, никогда не раскрывали всю полноту проявления этого феномена. Длительная и тесная связь национальных и религиозных элементов в жизни общества формируется и закрепляется в течение исторически длительного промежутка времени, преображаясь вместе с обществом, оно претерпевает глубокие изменения, но его архаичный подтекст, частично разрушаясь, не исчезает полностью. В культурах, не знавших письменности, его сохраняет коллективная память верующих. Его хранителями служат священные книги, такие, как Библия или Коран, запечатлевшие народное мировидение эпохи их составления и более древних временного самосознания на какое-то время может оказываться доминирующей над иными формами общественного сознания.

В свою очередь религиозные системы, взаимодействие конфессий оказывают обратное влияние на отношения между народами, вписываясь в живую ткань этнической специфики. Истоки конфессиональной нетерпимости можно отыскать уже в первобытном обществе.

О древности феномена этнического самосознания можно судить хотя бы по Библии. В ней запечатлены основные элементы еврейского этнического самосознания в их архаическом варианте: единство веры, единство исторической судьбы, единство происхождения, единство культуры, единство образа жизни, и не только провозглашены, но и активно защищаются. В то же время есть в этом самосознании черты открытости, которые создают условия для обогащения народной культуры.

Некоторое "смягчение нравов" по отношению к иноверцу можно обнаружить в Новом Завете, составленном в иную историческую эпоху. Наиболее ярко интернациональная, а точнее, наднациональная идея раннего христианства в послании апостола Павла к римлянам, где провозглашено равенство всех перед единым Богом: "Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех призывающих Его" (К римл., 10:12). В то же время и в Новом Завете сохраняется негативное отношение к другим народам "порождние ехиднино" (Лука, 3 :7), не разумеющими и развратниками (К римл.,3:11-12), несмышленными (Галат, 3:1), сатанинским сборищем (Иоанн,3:9) и т.п. Естественно, что отношение к одним народам как к "избранным", а к другим - как к "проклятым" (Галат, 3:10) не может способствовать взаимопониманию.

Особое отношение в Новом Завете - к язычникам. Христиане призываются к покорению язычников "словом и делом" (К римл., 15:18), и приоритет христианства дает власть. "Кто побеждает и соблюдает дела Мои до конца, тому дам власть над язычниками",- говорится в Откровении Иоанна Богослова (2:26). Истребление язычников и инаковерующих уже не приветствуется, но завоеванные народы, теряя самостоятельность, обретали новую религию.

В Священной книге мусульман достаточно противоречиво говорится об отношении к иноплеменникам и иноверцам. В частности, Коран (46:13) утверждает, что люди различных наций равны: "О, люди! Мы создали вас мужчиной и женщиной и сделали вас народами и племенами, чтобы вы знали друг друга". Священная книга мусульман делит народы не по этническим признакам, а по их вере: на христиан, иудеев, многобожников. В исламе заложена идея общности только на религиозной основе, что формирует объективную основу для разделения людей по вероисповедному принципу. Достаточно четко проводится мысль о невозможности добрых отношений с немусульманами: "Не берите друзьями моего и вашего врага" (60:1). В суре Верующие (23:46) прямо говорится: "Да погибнет народ, который не верует".

Пусть верующие, говорится в Коране, - не берут себе близкими неверных (3:27). Объяснение невозможности дружбы объясняется далее: "О, вы, которые уверовали! Не берите себе близких друзей, кроме вас самих. Они не преминут вам вредить, они хотели бы того, чтобы вы попали в беду. Обнаружилась ненависть из их уст, их груди, больше" (3:114).

Определяя принципы взаимоотношений с язычниками, Коран предписывает мусульманам "сторониться" (16:38) их, многобожников - "избивать". "А когда кончаются месяцы запретные, - говорится в Коране, - то избивайте многобожников, где их найдете, устраивайте засаду против них во всяком скрытым месте" (9:5). И далее: "А когда вы встретите них, которые не уверовали, то - удар мечом по шее, а когда произведете великое избиение их, то - укрепляйте узы". (47:4).

С одной стороны - религия объединяет людей, принадлежащих к разным племенам и народам на единой конфессиональной основе: с другой - разобщает на религиозной почве. В целом интегративные функции даже мировой религии достаточно ограничены, т.к. наиболее полно они реализуются в рамках религиозной общины, в поле воздействия одного религиозного направления, а в отношении иных общин в действие вступает помимо религиозного целый ряд других факторов, которые часто играют разъединяющую роль: экономический, политический, социальный и т.д.

Наиболее отчетливо интегративные функции проявляются в тех случаях, когда этническая и конфессиональная общности в процессе исторического развития сливаются в этноконфессиональном симбиозе. В значительной степени снижаются эти функции в случае, когда религия распространена среди многих этнических образований, особенно если они находятся на различных стадиях социального развития. Общность религиозных воззрений в этих случаях - явно недостаточный фактор для преодоления возникающих противоречий, объективно существующих в моноконфессиональном, но полиэтничном социуме.

Многовековая историческая практика и современность подтверждают правило, что религия не может единолично, без влияния иных, более мощных интегрирующих факторов, исполнять функции объединителя народов и племен. Как христианские, так и мусульманские государства часто оказывались и оказываются в противоположных лагерях, а религиозная солидарность не в состоянии снять социальные или политические противоречия.