П.Н.Устин

Казанский государственный университет, г.Казань

РОЛЬ ЭТИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА ЛИЧНОСТИ В ЕЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ С ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ


Человек по своей сути является существом социальным. Если гипотетически его изолировать от окружающего социума и следовательно разорвать всю ту совокупность общественных связей и отношений, связывающих с этим социумом, человек перестанет быть человеком в полном смысле этого слова. В психологии многие сходятся на том, что личность есть динамическое образование, определяющее развитие человека. В личностной же структуре социальная составляющая является одним из важнейших компонентов ее ядра, тем, без чего определение личности приобретает нонсенс. Следовательно, отсутствие социального окружения будет причиной того, что он перестанет быть субъектом саморазвития. Более того, оно лишь повлечет за собой деструктивные тенденции, итогом чего, несомненно, станет полная деградация. Таким образом, мы можем заключить, что социальная составляющая является одним из ключевых моментов человеческого бытия и развития.

Итак, личность, существуя в окружающей ее реальности и интегрируя связи и отношения, скрепляющие ее с этой реальностью, находится в процессе своего развития. В своих взаимоотношениях с окружающим его социумом, человек постоянно пребывает в межличностном и групповом взаимодействии. При этом не всегда это взаимодействие происходит гладко и приятно. В своей повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с различными проблемными ситуациями, вызывающими конфликты. Конфликт подразумевает под собой столкновение двух разнонаправленных векторов человеческих интересов, мнений, целей. Но именно в этих конфликтах и кроется источник человеческого развития. Разнонаправленные противоположности, сталкиваясь между собой, вносят динамический аспект в личностную структуру, не дают доминировать стагнационным процессам и приводят к возникновению качественно новых внутриличностных образований. В этом заключается суть диалектического взаимодействия разнополюсных компонентов одной системы, вызывающего ее перестройку и трансформацию на новый уровень развития, качественно отличающийся от предыдущего.

Однако, не всегда конфликты имеют позитивный характер. Любое конфликтное противоречие в ходе его разрешения может иметь как отрицательную, так и положительную направленность. Но если результатом конструктивных конфликтов является личностное развитие, то деструктивные могут, как замедлять это развитие, так и вызывать обратный эффект, то есть вести к деградации личности. Вопрос лишь в том, какие конфликты превалируют в жизни человека.

Одним из обязательных условий конструктивного разрешения конфликтов является наличие определенного набора морально-нравственных качеств, составляющих определенный индекс человечности отдельного индивида и определяющих его стратегии поведения. К человеческим качествам, отражающим ценностную характеристику личностных взаимоотношений с окружающей действительностью и качествам, отражающим антиценности ее взаимоотношений, можно отнести широкий спектр компонентов морально нравственной структуры человека. Так, в исследованиях Л.М.Попова были разграничены те качества, которые обуславливают направленность человека в сторону добра или зла. Были проанализированы различные энциклопедии, словари, справочники на предмет выявления этических понятий, встречающихся во всей мировой культуре. В результате были получены два набора качеств, определяющих две такие интегративные характеристики, как добро и зло. К первой были отнесены смирение, раскаяние, самовоспитание, гуманность, скромность, великодушие, ответственность, честность и др. Ко второй- коварство, хамство, эгоизм, аморальность, цинизм, зависть, беспринципность и др.

По нашему мнению, чем выше будет такой индекс человечности (то есть, чем сильнее выражены человеческие качества, представляющие поведенческие ценности в морально нравственном аспекте и чем слабее представлены антиценности - образования, прямопротивоположные ценностям), тем больше вероятность позитивного результата в решении возникшей конфликтной ситуации. Такие люди в возникающих условиях способны рассмотреть сложившееся положение, ждут позитивных результатов, доброжелательно настроены на участников и готовы к сотрудничеству. Однако, ситуация, когда у личности были бы максимально развиты ценности и минимально - антиценности является лишь гипотетической и в идеале практически недостижима. Другое дело, что каждый индивид обладает своим уникальным набором морально-нравственных качеств, индивидуальность которого состоит в том, что только у него эта совокупность представлена том виде, как они развиты.

С другой стороны, в некоторых ситуациях не всегда требуется конструктивное разрешения возникающих противоречий. Любое взаимоотношение-это всегда взаимодействие нескольких сторон. Если одни настроены позитивным образом, проявляют открытую доброжелательность и сердечность, а другие отличаются негативным настроем в силу степени развитости своего морально-нравственного комплекса, то мы можем иметь несколько результатов. Первый, когда позитивно настроенная на взаимодействие личность становится субъектом положительного влияния на другого участника и под ее воздействием он начинает перестраивать свое отношение к миру, происходят сдвиги в этическом пласте его личности в сторону повышения индекса человечности. Второй, где позитивно настроенная личность становится объектом влияния со стороны другого участника и как следствие, происходит снижение ее индекса человечности. Мы можем предположить, что одной из ключевых причин такого рода влияний является степень развития качеств, относящихся как к ценностям, так и антиценностям человеческих отношений. Чем сильнее они развиты, тем меньше вероятность воздействия на их носителя. Третий вариант, когда каждый остается при своем, а взаимодействие просто исчерпывает само себя и прекращается. Такого рода исход возможен при столкновении примерно одинаково выраженных качеств, отражающих ценности отношений у одного участника и антиценностей у другого.

Таким образом, резюмируя все вышеизложенное, нужно отметить высокую зависимость взаимоотношений человека с окружающей его действительностью от его структуры морально-нравственных качеств. Можно заключить, чем сильнее выражены качества, представляющие ценностный компонент личности, тем проще ей адаптироваться в меняющихся условиях той реальности, где она существует. С другой стороны, те качества, которые представляют антиценности человеческого бытия, затрудняют существование личности, снижая ее адаптивность.