Г.С.Волкова

Институт усовершенствования учителей, г.Ижевск

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ ПОДРОСТКА


Наша обычная средняя школа как и большинство общеобразовательных учреждений г.Ижевска многонациональна: у нас обучаются дети из удмуртских, русских, татарских, армянских, азербайджанских, цыганских, молдаванских и др. семей. Некоторые из них - дети вынужденных переселенцев и беженцев, семьи которых лишились всего: дома, собственности, обычного окружения.

Учителя школы столкнулись с новой проблемой - проблемой воспитания этнической толерантности подростков. Мы стали стремиться к тому, чтобы основой для осуществления образовательных и воспитательных задач в нашем разнонациональном коллективе стала позиция терпимости и доверия, толерантная позиция педагогов. Толерантность (терпимость) - важный компонент жизненной позиции зрелой личности. Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия.

Актуальность проблем этнической толерантности подростков определялось нами в ходе анкетирования учащихся 8-10 классов.

Анкетные данные показали, что высокая потребность в освоении этнических культур проявилась лишь у учащихся 10- х классов (восьмые классы - 86%, девятые - 54%, десятые - 100%). Учащиеся 8 классов изучают удмуртский язык и литературу, учащиеся 9 классов изучают мировую художественную культуру, отличаются конфликтностью. Учащиеся 10 классов изучают мировую художественную культуру и второй иностранный язык - французский, многие посещают индивидуальные групповые занятия по курсу "программирование".

Учащиеся всех классов показали очень низкий уровень знаний культуры своего народа.

Этническая толерантность, судя по ответам, в целом присуща большинству учащихся, религиозная толерантность - в восьмых классах - 64,3%, в девятых классах - 33%, в десятых - 65%. Вместе с тем, анкетирование показало, что более толерантными являются подростки, проявляющие интерес к культурологическим наукам и имеющие знания о культуре своего и других народов.

Учитывая, что для воспитания толерантности важны культурологические знания, в школе была продумана новая образовательная и воспитательная системы. Инициативная группа учителей школы пришла к необходимости выработки и внедрения новой учебной программы отвечающей интересам учащихся. Сутью разработанной нами комплексной программы для учащихся 5 класса: "История наших народов" стала организация эмоционально насыщенного познания истории и культуры народов, представители которых обучаются в школе.