С.Хусаинова

Институт Управления, г.Набережные Челны

ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С "АВТОНОМНЫМ" И "ЗАВИСИМЫМ" ТИПОМ САМОРЕГУЛЯЦИИ


Проблема личности в психологии традиционно актуальна. С этим понятием неразрывно связана возможность человека, управлять собой и своей деятельностью. Онтогенез - время начала развития личности, формирования важнейших психических процессов. Это формирование зависит от социальной ситуации развития индивида, от характера и взаимосвязи составляющих ее моментов.

В связи с этим, анализ проблемы становления саморегуляции деятельности требует рассмотрения общей ситуации психического развития ребенка, условий и механизмов формирования его деятельности.

Личностно-типические особенности осознанной психической саморегуляции деятельности существуют в соответствующих типах "автономный - зависимый" (Прыгин Г.,1984). Эти типы определяются симптомокомплексом личностных качеств, а также структурно-функциональными особенностями контура психической саморегуляции произвольной деятельности. Рассматривая "автономный" тип осуществления деятельности можно отметить, что он наиболее эффективный с точки зрения достижения цели деятельности и характеризуется более высокой функциональной сформированностью, как всего контура осознанной саморегуляции, так и отдельных звеньев; в то время как процессы саморегуляции у "зависимых" испытуемых таким совершенством не отличаются.

Целью данного исследования было выявить личностные особенности "автономного" и "зависимого" типа саморегуляции у детей дошкольного возраста, для этого была использована проективная методика ТСПР (типологические особенности саморегуляции поведения ребенка 5-6 лет) С.В.Хусаиновой.

Методика состоит из 15 стимульных карточек с изображением детей, животных и взрослых людей, опосредованно описывающих возможные поведенческие проявления ребенка, выработанные в процессе взаимодействия с окружающим миром. Также была использована известная методика САТ, для определения личностных особенностей ребенка (оригинальная идея САТ, была предложена Е.Kris). Полученные данные по методикам анализировались по следующим категориям:

На основании проведенных исследований составлены портреты особенностей структуры личности ребенка с "автономным" и "зависимым" типом саморегуляции.

Автономный ребенок: доминантен, обособляющийся, присутствует проекция на будущее, не видят себя в образе другого пола, в рассказах вводит новые персонажи, с которыми просто взаимодействует, но помощи от них не ждет; рассказы наполнены смыслом, красочные. В рассказах детей персонажи организованны, контролируют ситуацию, решительны. Супер-Эго в норме, интеграция эго в норме.

Зависимый ребенок: не оценивает себя адекватно. Меняет пол на противоположный (девочки - зайчик, мальчики - сестры), присутствуют страх, фобии, при разрешении проблемы кто-то должен помочь. В рассказах детей персонажи дезорганизованы, отсутствует контроль, покоряются судьбе, ситуации (можно легко увести от цели), не решительны. Супер-Эго в изменении, интеграция эго в норме.

Таким образом, можно констатировать, что применение указанных выше методик позволяет достаточно адекватно выявить личностные особенности младших школьников, связанные с особенностями их саморегуляции.