С.П.Качесов

г. Ростов-на-Дону

ИДЕНТИФИКАЦИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИДЕАЛА И ФЕНОМЕН "МАСКИ"


В контексте острого противостояния ныне ситуационно - логического (Поппер К., 1969 и др.) аксиологическому, редукции многообразия и полноты жизни к её текстовым формам (Кутырев В., 1994) проблема истинности идеала - ключевая.

Нами исследовался идеал в юности. Оценивались: 1) манифестация его: а) наличия или отсутствия и б) номинация (название) в случае наличия; 2) причины выбора, 3) идентификация с ним (по устойчивости во времени: а) номинации и б) ценностной характеристики идеала (по методике М.Рокича, 1968)). Испытуемыми (n = 112 чел.) были юноши (15-17 лет; лицеисты, школьники г. Ростова - н. / Д.).

Анализ результатов показал:

1. Одни испытуемые манифестируют в опросе наличие, а другие отсутствие идеала; есть и те, кто, признавая наличие, отказался номинировать. 2. Номинации многообразны, чаще не сходны, разного "формата", это: конкретные живые люди, персонажи, яркие личности (напр., в спорте), герои (истории) и т.д. Номинации адресованы к разным сферам: нравственной, эстетической, профессиональной … 3. Причины выбора идеала часто уникальны: отдельное личностное качество, собственный взгляд на жизнь, впечатление, религиозность, привязанность (к родным, друзьям), прочие.

Данная часть исследования (1-3) показала множественность идеалов и оснований их выбора. Это затрудняет общую оценку сферы юношеской идеализации вследствие её "размытого" состояния и указывает, видимо, на личностный (в смысле уникальности) характер идеала юноши. Столь пёстрая картина идеалов сегодня делает вновь проблемой: 1) функции идеала, (в частности, способность быть средством социальной интеграции и идентификации, а не препятствием к взаимопониманию), 2) его истинность.

Действительно ли юноша идентифицирует себя с идеалом, узрев в нём ориентир для жизни в обществе на фоне пестроты общей картины идеалов среди его сверстников? Или манифестация идеала лишь средство быть оригинальным ("маска") и осуществляется отвлечённо от жизни (виртуально) или применительно к ситуации, (включая ситуацию обследования психологом), а сам юноша, по существу, "безъидеален"? Идеал для него лишь средство по-разить, вы-разить, из-об-разить в конкретной ситуации, подобно актёру на сцене, работающему "над" собой как "текстом"? Или идеал здесь нечто большее: надситуативное, чувственно глубоко переживаемое, существенное, принципиально "неисчерпаемое"?

В нашем исследовании предварительно установлено, что манифестация юношей наличия у него идеала может иметь адаптивный характер и маскировать реальное его отсутствие (феномен "м а с к и"). "Безъидеальность" здесь проявляется в: а) неустойчивости во времени номинации идеала и б) неспособности испытуемого при повторном опросе восстановить ценностные характеристики идеала. Есть основания полагать, что и эмоциональная идентификация с "идеалом-маской" слабая или отсутствует, а "безъидеальность" - одна из форм (негативных?) социальной толерантности.