А.Р.Кирпиков

Институт усовершенствования учителей, г.Ижевск

СОЦИАЛЬНАЯ ЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ И ЛИЧНОСТНАЯ ЗРЕЛОСТЬ ПОДРОСТКА


В реальной жизнедеятельности человек часто выбирает поведение исходя из принципа целесообразности. Ставшая хрестоматийной фраза В.И.Ленина о том, что невозможно жить в обществе и быть от него свободным, сегодня как никогда является актуальной.

В нашем исследовании участвовало свыше ста подростков от 12 до 16 лет. Нас интересовал вопрос об адаптированности/дезадаптированности подростков к сегодняшним условиям. Результаты исследования показали, что те подростки, которые имеют высокий уровень адаптированности, обладают и высоким уровнем социальной желательности.

Для получения данных о социальной желательности и социальной адаптированности использовался опросник социально-психологической адаптированности (СПА) К.Роджерса и Р.Даймонд (в редакции А.К.Осницкого).

Под социальной адаптированностью в данном опроснике понимается соответствие в самосознании человека "Я-идеального" и "Я-реального". Чем более подросток принимает себя и других, чем более считает себя ответственным за значимые события в своей жизни, тем более он испытывает эмоциональный комфорт и является социально адаптированным. Под социальной желательностью здесь понимается ориентация действий подростка на одобрение со стороны значимых других.

Кроме опросника СПА мы использовали шкалу измерения степени переживания одиночества, разработанную в Калифорнийском университете (шкала одиночества Д.Рассела). Эта шкала измеряет одиночество как переживание отсутствия поддержки со стороны значимых других. Следовательно, логично предположить, что боязнь лишиться данной поддержки может стать причиной появления социальной желательности.

На основе применения процедуры "группировки по признакам" нами были выделены две противоположные по изучаемым параметрам группы подростков: дезадаптированные подростки, остро переживающие одиночество как отсутствие поддержки со стороны значимых других и социально адаптированные, менее остро переживающие одиночество подростки, проявляющие социальную желательность. Проведенная нами процедура Х2 позволила получить следующие данные: адаптация/социальная желательность=7,9 (р<0,001), социальная желательность/одиночество, переживаемое как отсутствие поддержки со стороны значимых других=3,81 (р<0,01). Полученные данные говорят о том, что среди социально адаптированных подростков преобладают те, кто характеризуется социальной желательностью, т.е. те, кто, принимая себя и других, сознательно ориентируется на приятие себя со стороны окружающих, на оправдание их ожиданий. Именно эти подростки переживают одиночество как отсутствие поддержки значимыми другими, если они отказываются от проявления социальной желательности. Таким образом, именно социально адаптированные подростки для избежания ситуации одиночества, переживаемого как отсутствие поддержки значимых окружающих, осваивают механизмы осознанной саморегуляции, которые проявляются в форме социальной желательности и применяются в построении отношений с другими. В данной ситуации социальная желательность выступает в качестве показателя их личностной зрелости.