М.М.Лобаскова

Удмуртский государственный университет, г.Ижевск

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ САМООТНОШЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ


Самосознание - осознание человеком самого себя. В.С.Мерлин определяет самосознание как свойство человека осознавать, что он является субъектом деятельности. Самосознание представляет собой особую форму сознания. Самосознание - неразрывное единство трех его сторон: когнитивной (самопознание), эмоциональной (отношение к себе) и регуляторной (Д.И.Фельдштейн, В.В. Столин, И.В. Дубровина). Понятие "самопознание", "рефлексия" обозначают процесс познание человеком самого себя, а понятие "представление о себе" - результат этого познания. Эмоциональная сторона самосознания описывается с помощью терминов "отношение к себе" и "самооценка". Первое употребляется как более широкое, обозначающее данную сторону в целом, второе в узком, собственном смысле слова. По мнению В.В.Столина "образ Я" рассматривается как структурное образование самосознания, как результат неразрывной деятельности трех его сторон. В зарубежной психологи наиболее разработано понятие "Я-концепция". Р.Бернс определяет "Я-концепцию" как совокупность всех представлений индивида о самом себе, сопряженную с их оценкой. Самоотношение во многом отражает эмоциональное отношение к самому себе, степень развития у человека ощущения собственного самоуважения.

Становление самосознания в онтогенезе проходит в несколько этапов, максимально критическим периодом в становлении самосознания общепризнанно считается подростковый возраст. На наш взгляд, положительное самоотношение предопределяет благоприятное развитие личности подростка, а собственно подростковый кризис характеризуется неустойчивым самоотношением, повышенной внутренней конфликтностью и низкой самоценностью. В связи с этим основной целью проводимых нами исследований стало выявление особенностей самоотношения подростков. В качестве основной методики мы использовали опросник В.В.Столина и С.Р.Пантелеева. Общая выборка составила 150 подростков в возрасте 11-15 лет, проживающих в городе и сельской местности.

В совместном исследовании со О.С.Стецковой (2001- 2002 г.) выявлено, что у сельских подростков 12-13 лет самоотношение более положительно, чем у пятнадцатилетних, для которых характерно более критическое отношение к себе и представление о себе носят более рефлексивный характер. Получены значимые связи самоотношения и показателей умственного развития. В данном исследовании обнаружено, что уровень общего самоуважения выше у семиклассников чем у девятиклассников.

В совместном исследовании с Е.В.Фроловой (2001-2002 г.), в котором принимали участие 60 подростков 13-14 лет города Ижевска, были выявлены особенности самоотношения подростков, обучающихся в профильных классах. У подростков лицейского класса более низкие показатели внутренней конфликтности, чем у подростков хореографического и общеобразовательного классов. У подростков хореографического класса выше регуляторный компонент самосознания, чем у остальных испытуемых. В общеобразовательном классе (где самый низкий балл успеваемости) более низкие показатели "зеркального Я", что свидетельствует о наличии у подростков представления о том, что окружающие люди думают о них отрицательно.

Нами были проанализированы особенности самоотношения у сельских (68 человек) и городских (60 человек) подростков. Выявлены значимые различия по двум факторам: "самоуверенность" и "конфликтность в себе" (t-критерий Стьюдента равен 3,042 при р=0,03, t- критерий равен 2,784, при р=0,06), таким образом у сельских подростков ниже уровень уверенности в себе и выше уровень внутренней конфликтности, непринятия себя.

В совместном исследовании с В.П.Праздниковой были выявлены различия самоотношения у младших подростков (11-12 лет): у девочек в этом возрасте выше уровень саморуководства и более низкий уровень самоконфликтности. У подростков 13-14 лет также выявлены значимые различия между мальчиками и девочками: у девочек выше уровень самоценности и более низкий уровень самоконфликтности. Таким образом можно предположить, что у девочек - подростков самоотношение более положительно, чем у мальчиков этого возрастного периода.

На основании проведенных исследований можно сделать вывод о том, что становление самоотношение в подростковом возрасте неравномерно, нами сделана попытка выявить некоторые факторы, которые оказывают существенное влияние на формирование положительного отношения к себе.