И.М.Марковская

Южноуральский государственный университет г.Челябинск

РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ТОЛЕРАНТНОСТИ


Сквозь призму семейного микропространства отражаются социальные и культурные послания общества, стереотипы массового сознания. Именно в семье складываются первоначальные условия для развития тех форм поведения, которые связаны с принятием, терпимостью по отношению к другим людям. Рассматривая формирование толерантности как элемента сознания и поведения, мы не можем исключать этот процесс из контекста семейной жизни. В настоящее время ощущается явный недостаток эмпирических исследований, которые содержали бы развернутый анализ влияния семейного окружения на формирование толерантных форм поведения. Однако постановка проблемы в этой области необходима и некоторый материал для анализа может бы почерпнут даже из средств массовой информации.

Что же важно учитывать при постановке данной проблемы? Во-первых, семья является для ребенка первым опытом проявления различных форм толерантного поведения: терпимости, подчинения, лояльности, принятия. Т.Адорно, исследуя феномен авторитарной личности еще в 50-е годы, подчеркивал, что суровые строгие правила семейного воспитания способствуют формированию в личности таких черт, которые проявляются как агрессия, нетерпимость к "иным". Во-вторых, каждый из членов семьи может выступать в качестве поведенческой модели, которая может быть воспринята как образец для подражания. Определенный характер отношений, который складывается между матерью, отцом и другими членами семьи тоже может задавать тот или иной вектор терпимости. В-третьих, поведение семьи в целом по отношению к ближайшему окружению и к обществу также может быть существенным в воспитании толерантности. Важную роль здесь играют складывающиеся в семье верования, традиции, ценности и т.п., они являются той основой для самосознания, которая в дальнейшем служит для формирования идентичности личности. В исследованиях, посвященных изучению этнических установок и стереотипов, было показано, что многонациональные корни семьи, ее опыт проживания с другими национальностями способствуют развитию этнической толерантности. Во время конфликтов в Нагорном Карабахе члены семей из смешанных браков проявляли больше поддержки и взаимопонимания к тем людям, которые в этом нуждались, независимо от их национальной принадлежности.

Задачей исследователя может стать выявление тех феноменов семейного самосознания и изучение соответствующих паттернов поведения членов семьи, которые влияют на воспитание толерантной личности. Изучение этих проблем невозможно без учета тенденций общественного развития, проявившихся в последнее время. Современный мир с его быстро развивающейся информационной средой и новыми технологиями с одной стороны предоставляет возможность человеку почувствовать себя гражданином Земли, с другой стороны появляется страх к потере собственной идентичности, нарастание тенденций антиглобализации. Не случайно за последние годы интерес к истории, генеалогии своей семьи, к семейным преданиям значительно вырос. Эти тенденции прослеживаются как в науке - истории, лингвистике, этнографии, психологии, - так и в средствах массовой информации. Телевидение очень четко уловило интерес зрителей к семейным историям. Поиск человеком своего места в мире, своей идентичности все больше становится связанным с семьей. Если раньше такое путешествие в семейное прошлое могло привести к неожиданным, нежелательным знаниям (например, репрессированные, враги народа и т.д.), то сейчас нахождение своей исторической ретроспективы наполняется личностным смыслом, делая человеческое существование протяженным во времени и пространстве. Можно надеяться, что такой рост семейного самосознания будет положительно связан с формированием терпимости к различным группам нашей когда-то многоукладной и остающейся многонациональной страны.

К составляющим семейного самосознания можно отнести этническую, классовую, профессиональную самоопределенность, на основе которых возникает и развивается социальная идентичность личности. Формируемая на основе Я-концепции идентичность является структурой, необходимой для осознания собственного тождества и непрерывности существования. Процесс самокатегоризации, который сопутствует формированию идентичности протекает параллельно с процессом категоризации "других", выделения "своих" и "чужих", "правильных" и "неправильных". Понимая вслед за Дж.Тэрнером под самокатегоризацией когнитивное группирование себя с некоторым классом идентичных объектов, подчеркнем, что этот процесс служит не просто для формирования некой Я-концепции, но и для утверждения самоуважения. Поддержание собственной ценности, осознание важности своего существования может происходить разными путями: через сравнение себя с другими в свою пользу, через осознание своей уникальности на фоне типичных проявлений других, через идентификацию с референтной группой и т.д. В психологической литературе описаны механизмы формирования идентичности, но мало раскрываются причины того, почему та или иная форма идентичности представлена в определенной семье.

Существует также проблема диалектического отношения необходимости отнесения себя к определенной социальной группе (в первую очередь семье) и формирования толерантного сознания. Известные в социальной психологии феномены внутригруппового фаворитизма, противопоставление чувства "Мы" и чувства "Они", защитные функции группового самосознания казалось бы неминуемо приводят к интолерантности. Однако вряд ли мы можем предполагать, что члены семей с высокой групповой сплоченностью проявляют нетолерантное поведение, скорее, наоборот недостаточная включенность в группу, низкая интегрированность семьи задают конфликтные отношения с внешним миром. Возможное объяснение этих явлений связано с идеей о наличии двух аспектов идентичности - ориентированного на социальное окружение и на уникальность проявлений человека. Эта идея наиболее полно воплотилась в теории социальной идентичности X.Тэджфела и Дж.Тэрнера. Формирование социальной идентичности может происходить на основе атрибутов, выбираемых для такой типизации личности, которые легко доказуемы, или кажутся очевидными. Под влиянием ближайшего социального окружения, у личности складывается определенная, по выражению И.Гоффмана, "политика идентичности", для осуществления которой используются различные техники. "Техники избегания" направлены на то, чтобы принять меры изоляции от того человека, который мог бы открыть нежелательные знаки. "Техники компенсации" включают меры, с помощью которых информация о себе искажается или фальсифицируется. "Техники отрицания" - снижения значения и ценности определенных элементов идентичности. Возможны также техники "деидентификации", которые направлены на изменение интерпретации признаков виртуальной идентичности в желаемом направлении.

Многие авторы считают, что идентичность связана с наличием у человека четкого самоопределения, включающего элементы выбора среди различных альтернатив целей, ценностей и убеждений. Так, цели, ценности и убеждения, которым человек следует в жизни, А.Ватерман называет элементами идентичности, они являются основанием для определения жизненного направления, смысла жизни. Нам представляется, что одним из таких элементов может стать толерантность, как одна из ценностей бытия человека.