М.Л.Мельникова

Удмуртский государственный университет, г.Ижевск

ИДЕНТИЧНОСТЬ КАК ФИКСАЦИЯ ЦЕЛОСТНОСТИ ГРАНИЦЫ (ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ДАННЫХ)


Различные аспекты телесного образа получают все большее внимание со стороны исследователей ряда наук (психологии, философии, физиологии и др.). Значимость и необходимость таких исследований уже подчеркивалась. Результаты исследования психологических проблем телесности человека имеют огромное значение для развития и сферы теоретического знания, и области его практического применения.

Предметом наших исследований является изучение телесной границы субъекта во взаимосвязях с его личностными проявлениями. Особенности переживаний субъектом границы своего телесного образа оказывают непосредственное влияние на его отношение к себе и к окружающему миру. Качества границы образа тела субъекта взаимосвязаны с рядом его личностных проявлений, в частности, с проявлениями агрессивности.

Для изучения представлений субъекта о границе своего телесного образа нами была создана и апробирована рисуночная методика "Рамка моего портрета" (Мельникова М.Л., 2002). Апробирование теста было проведено в группе подростков 12-13 лет (N=40) и в группе студентов-психологов (N=63, возраст - 21-40 лет). В данной работе мы рассмотрим результаты исследования второй выборки.

Как всякая граница, граница субъекта имеет определенные качества (четкость, определенность, целостность, глубину). Качества границы субъекта есть своеобразная репрезентация субъекта. Как рамка портрета придает самому портрету законченный вид, делает его "представительным", так и граница субъекта завершает образ его Я. Через границу происходит репрезентация внутреннего мира субъекта внешнему миру. Граница концентрирует в себе качества субъекта и одновременно конституирует их.

Таким образом, граница субъекта (рамка портрета) выполняет функции переходного объекта, представляя собой промежуточную область между внутренним и внешним. Переходный объект - это еще и не внешний, но уже и не внутренний объект: он "вбирает" в себя качества внутреннего объекта и учитывает специфику внешнего. Полученные в ходе исследования описания рамки ("моя рамка из живого теплого материала… от нее вкусно пахнет", "она сверкает и греет, радует и дает силы для здоровой деятельной прекрасной жизни", "сделана из лучшего материала", "эксклюзивная, на солнце нагревается, становится теплой", "выполнена в технике шелкографии, мягкие теплые светлые тона", "гармоничная, навеивающая размышления, раскрепощающая, успокаивающая, опутывающая") указывают на качества переходного объекта (мягкий, теплый, предоставляющий комфорт и обеспечивающий спокойствие).С помощью рамки субъект достраивает свой портрет (свое Я) до целого объекта так же, как ребенок посредством переходного объекта обретает свою целостность и идентичность. Рамка портрета (граница субъекта) призвана зафиксировать грань между внутренним и внешним, то есть дифференцированность субъекта, его обособленность и специфичность, другими словами, его идентичность. Разрисовывая рамку своего портрета определенным образом, субъект тем самым маркирует и фиксирует свою идентичность. Посредством описания особенностей результатов выполнения тестового задания и их интерпретации мы попытаемся проанализировать обозначенную выше проблему.

В целом распределение данных выглядит следующим образом:

1 группу (32 % от общего количества) составили испытуемые, чьи рисунки отличались равномерным заполнением предложенного пространства рамки без выделения ее внутренней или внешней границы, с направленностью изображенных элементов как вовнутрь, так и вовне.

2 группу (25%) составили испытуемые с относительно равномерным заполнением пространства рамки, проявившие тенденцию к усилению (подчеркиванию) ее внутренней и/или внешней границы.

3 группа (16%) представлена испытуемыми, чьи рисунки отличались полным и равномерным заполнением рамки, при этом выявлялась тенденция к расширению (вынесению) границ рамки за пределы предложенного пространства листа.

4 группу (14%) составили испытуемые, в рисунках которых была выявлена тенденция к уменьшению пространства рамки за счет игнорирования предложенной внешней границы (в качестве которой выступала граница листа бумаги) и нового ее обозначения (в половине случаев - с созданием оригинальной конфигурации).

5 группа (13%) представлена испытуемыми, в чьих рисунках граница была многократно дублирована: периметр "портрета" (изображение прямоугольника в центре листа) несколько раз повторялся в пространстве рамки, при этом пространство между дублированными границами либо заполнялось, либо оставалось пустым.

Представим анализ каждой группы в отдельности.

1 группа (N =20): для испытуемых данной группы характерно принятие ограничения предложенного стимула - и внутренняя, и внешняя границы рамки были учтены, и композиция рисунка выстраивалась между ними. При этом ни та, ни другая граница не была выделена или подчеркнута. В 10 случаях рисунок располагался по центру рамки; в других 10 заполнялось все пространство, но также сохранялась симметрия композиции в отношении центральной осевой линии рамки. Для данной группы в целом характерна строгая симметрия как всего рисунка относительно центра листа бумаги, так и отдельных его элементов относительно друг друга.

Интересна двойственность в пространственном размещении элементов рисунка: они обращены как в сторону внутренней границы (к Я), так и в сторону внешней границы (к внешнему миру - к не-Я). Характерно выполнение рисунка тонкой линией, без использования штриховки и подчеркивания.

В общем рисунки в данной группе создают впечатление прозрачности, спокойствия и умиротворенности, что может свидетельствовать о высокой чувствительности и осторожности данных испытуемых.

По-видимому, проявившиеся в этой группе тенденции отражают половые и возрастные особенности в переживании границы телесного образа. Гармоничность, уравновешенность композиционных элементов, их незатейливость и даже некоторое однообразие (в целом набор использованных элементов весьма скуден, все они - элементы орнамента) выступают признаками феминности и определенной стереотипности. Можно предположить, что в данной группе выявленные качества границы фиксируют особенности половой и возрастной идентичности субъекта.

2 группу (N=16) отличает относительно равномерное заполнение пространства рамки. Характерной особенностью данных рисунков является подчеркивание, прорисовывание, дополнительное обозначение и украшение либо внутренней границы рамки (в 8 случаях), либо внутренней и внешней одновременно (также в 8 случаях). Таким образом, испытуемыми проводится дополнительная демаркация пространства рамки, и лишь после этого оно подвергается структурированию. По содержанию рисунки незначительно отличаются от рисунков 1 группы - присутствуют те же элементы орнамента. Однако изменяется техника рисования: часто используется штрихование отдельных элементов, линии изображаются неровными, угадывается торопливость при выполнении рисунка, присутствует некоторая небрежность, характерен сильный нажим, что может свидетельствовать об определенном уровне неуверенности испытуемых, их тревоге и беспокойстве.

Вероятно, усиление границ рамки как области, расположенной между двумя границами, призвано смягчить тревожащие сигналы, идущие как изнутри, так и извне. Образующаяся "таможенная" зона наделяется свойствами абсорбента: она поглощает то внутреннее, что не должно быть представлено вовне, и впитывает то внешнее, что может быть опасным для внутреннего мира. Идентичность в данной группе может представляться неполной, искаженной "столкновением" требований внутренней и внешней реальности, абсорбирующейся в "таможенной" зоне, которая поглощает часть качеств субъекта.

Для 3 группы (N=10) характерной особенностью является тенденция к расширению пространства рамки. Создается впечатление игнорирования испытуемыми внешней границы рамки, что позволяет им выстраивать композицию, которая может быть бесконечно продолжена: она не ограничивается листом бумаги и, вероятно, легко может быть вынесена за его пределы. Фактически, испытуемых останавливало лишь физическое отсутствие пространства, которое должно быть структурировано, а не возможность его предела. По содержанию рисунки можно разделить на абстрактные (с преобладанием геометрических форм) и сюжетные (картины природы). Использовавшаяся техника различна - встречаются рисунки, выполненные тонкими уверенными линиями и рисунки с многократно обведенными жирными линиями, в некоторых штрихование присутствует в изобилии, в других его нет.

Следует отметить, что данная группа - единственная, в которой не были использованы элементы орнамента. Все композиции - оригинальны и своеобразны. (Можно добавить, что единственные в выборке мужчины - два человека - оказались в этой группе.)

В целом можно сказать, что заполнение пространства рамки отличается методичностью и систематичностью. Шаг за шагом ритмично выстраивается композиция, и, по-видимому, также шаг за шагом осваивается пространство внешнего мира. Однако подобного рода механистичность грозит размыванием идентичности, субъект рискует превратиться в точку. Сосредоточившись на том, что его окружает, он может потерять свою объемность и целостность, а, в конечном итоге, идентичность.

4 группу (N=9) отличает тенденция к уменьшению пространства рамки за счет перемещения ее внешней границы к внутренней. Таким образом, у испытуемых наблюдается склонность к сужению границы своей субъектности, к стремлению сделать ее компактной и не допустить образования в ней пустот. Все пространство границы тщательно заполняется и структурируется. В 5 случаях создается собственная оригинальная конфигурация рамки, что можно интерпретировать как проявление креативности и как склонность к демонстративности - к выставлению напоказ. Рамки данных испытуемых отличаются не столько изяществом, сколько вычурностью и даже массивностью. Рамка отвлекает внимание от самого "портрета", она сосредоточивает взгляд на себе. Границы субъекта, утяжеленные им самим, подавляют его, заключая в жесткие рамки разного рода ограничений.

Вероятно, испытуемые данной группы не отличаются лабильностью, они тяжело приспосабливаются к изменяющимся условиям. Ригидность, замкнутость, пассивность и созерцательность можно отнести к их характерным особенностям. По-видимому, идентичность в этом случае несет отпечаток демонстративности, она - показная и неестественная. Пределом такой идентичности являются человек-кукла и человек-робот. В этом случае граница субъекта совпадает с границей тела манекена, эта граница - мертва.

И, наконец, 5 группа (N=8) выделяется ступенчатым заполнением пространства рамки. В данных рисунках граница многократно дублируется. Переход от внутренней границы к внешней осуществляется через ряд промежуточных границ. Пространство между ними либо заполняется (геометрическими фигурами, элементами орнамента), либо оставляется пустым.

Наличие множества границ указывает на множественность идентичности: каждая новая граница свидетельствует о новой идентичности, о новых качествах субъекта. Вероятно, подобная множественность (границы, идентичности) должна характеризовать какое-то особое состояние субъекта. Как выяснилось в ходе исследования (в результате анализа сочинений данных испытуемых на тему "Я и мое тело"), в данной группе оказались испытуемые, переживавшие состояние беременности (в реальности - таких было 3 или в воображении). Актуализация переживаний, связанных с беременностью, или ее реальное переживание, характеризующееся необходимостью впоследствии принять идентичность своего ребенка, по-видимому, обусловливают выявленную множественность границы. Можно предположить, что мать соотносит собственную границу с вероятной границей своего ребенка, тем самым подготавливая почву для дальнейшего отделения ребенка и формирования им собственной идентичности.

Таким образом, полученные в ходе исследования данные позволяют судить об особенностях идентичности субъекта посредством анализа его переживаний границы своего телесного образа. Идентичность в данном случае понимается как фиксация целостности границы субъекта.