Е.Н.Молчанова

Удмуртский государственный университет, г.Ижевск

К ВОПРОСУ О ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ


Последние 20-25 лет гендерные исследования проводились в основном в западной психологии, особенно в таких странах как Англия, Америка, Франция и Германия. В отечественной психологической литературе редко встречались термины "гендер" или даже "пол". Среди множества отраслей психологии все еще не существует гендерной психологии, тем не менее, данная проблематика проникла в различные сферы психологического знания и все активнее занимает там свою нишу. Все больше и больше гендер стал пониматься как социальная категория. Гендерные исследования затронули практически все основные области психологической науки: когнитивную сферу, эмоциональную, межличностных и социальных взаимодействий, проблемы социализации и социальной идентичности.

Г.И.Андреева (2000) описывает три шага на пути познания человеком собственной идентичности: социальная категоризация - упорядочивание социального окружения в терминах группировки личностей способом, который имеет смысл для индивида; социальная идентификация - процесс, посредством которого индивид помещает себя в ту или иную категорию; социальная идентичность - получение некоторого итога - полного социального отождествления индивида. Социальная идентичность, по Тэшфелу, - эта та часть "Я-концепции" индивида, которая возникает из осознания своего членства в социальной группе (или группах) вместе с ценностным и эмоциональным значением, придаваемым этому членству. Гендерная (полоролевая) идентичность - разновидность социальной идентичности. И.С.Кон (1981) определяет половую идентичность (я - женщина, я - мужчина) как "результат сложного биосоциального процесса, соединяющего онтогенез, половую социализацию и развитие самосознания. Половая идентичность строится как на образе тела, так и на поведенческих и характерологических особенностях. И.С.Клецина (1998) считает, что половая принадлежность - это первая категория, в которой ребенок осмысливает свое собственное "я". В любом обществе от разнополых детей ожидают разного поведения и по-разному обращаются с ними, в соответствии с этим мальчики и девочки ведут себя по-разному. Гендерная социализация начинается буквально с момента рождения, когда родители и другие взрослые, определив паспортный пол младенца, начинают обучать его гендерной роли.

Гендерная роль - дифференциация деятельности, статусов, прав и обязанностей индивидов в зависимости от их половой принадлежности. Гендерные роли - вид социальных ролей, они нормативны, выражают определенные ожидания, проявляются в поведении. На уровне культуры они существуют в контексте определенной системы половой символики и стереотипов маскулинности и феминности.

Существует несколько теорий, объясняющих феномен гендерной идентичности.

Психоаналитическая теория - объяснение носит биологический характер: "анатомия - это судьба", - по выражению З.Фрейда. Акцентирует значение раннего детства для последующего полоролевого поведения индивида, обращает особое внимание на идентификацию ребенка с родителем своего пола.

Теория социального научения, восходящая к идеям бихевиоризма - в основу положены основные понятия, такие как научение, положительное и отрицательное подкрепление, модели родительского поведения. Подчеркивает влияние микросреды и социальных норм на внешнее полоролевое поведение, делает акцент на типичном для пола поведении. Родители и окружающие поощряют мальчиков и девочек, когда они ведут себя согласно образцам гендерного поведения, осуждают, когда они используют поведение противоположному полу. Родители склонны осуждать несамостоятельность мальчиков, девочкам позволяют быть зависимыми, даже поощряют это. В результате мальчики усваивают принцип, что следует рассчитывать на свои собственные достижения, чтобы обрести самоуважение, а самоуважение девочек зависит от того, как к ним относятся другие.

Теория когнитивного развития - объясняет появление представлений у детей об их половых ролях активным структурированием собственного опыта, когнитивной информации, получаемой ребенком, и пониманием своей половой принадлежности (подчеркивается активный и творческий характер мышления ребенка). Организуют получаемую информацию когнитивные структуры сознания и полоролевые стереотипы, функционирующие как схемы, посредством которых организуется и структурируется соответствующая информация. Л.Колберг назвал этот процесс самосоциализацией.

"Новая психология пола" - складывается в 70-е годы на Западе. Считает главными социальные факторы. Дж.Стоккард и М.Джонсон, выдвинули утверждение о том, что пол биологический, врожденный (хромосомный и гормональный) может лишь помочь определить потенциальное поведение человека, а главным является пол психологический, социальный (гендер), который усваивается прижизненно, на формирование которого оказывает большое влияние классовые, этнические, расовые вариации половых ролей и соответствующие им социальные ожидания общества и особенности его культуры. Возникновению "новой психологии пола", по мнению И.С. Клециной, способствовали три фундаментальных исследования, выводы которых опровергают основное положение традиционных теорий: работы Е.Маккоби и К.Джеклин, посвященные анализу психологии половых различий; исследования Дж.Мани и А.Эхарда, показавших могущество эффекта социализации; концепция андрогинии С.Бем, показавшей несостоятельность противопоставления традиционной психологией маскулинности и феминности.

Таким образом, теория пола объясняет становление пола у детей на основе существующих в культуре социальных стереотипов и говорит о том, что дети используют пол как принцип познания мира, потому что культура всеми способами настаивает на том, что пол является наиболее важной категорией в социальной жизни человечества.

Существующие в обществе гендерные стереотипы (стандартизированные представления о моделях поведения и чертах характера, соответствующие понятиям "мужское" и "женское") оказывают большое влияние на процесс социализации детей, во многом определяя его направленность. Все описываемые в литературе гендерные стереотипы можно объединить в три группы. Первая группа - стереотипы маскулинности-феминности. Эти стереотипы полярно и иерархически противопоставляют мужчин и женщин: мужчины доминантны, независимы, компетентны, самоуверенны, агрессивны и склонны рассуждать логически; женщины покорны, зависимы, эмоциональны, конформны и нежны. Вторая группа гендерных стереотипов касается закрепления семейных и профессиональных ролей в соответствии с полом. Для женщин главными социальными ролями являются семейные роли (мать, хозяйка), а для мужчин профессиональные. Мужчин принято оценивать по профессиональным успехам, женщин - по наличию семьи и детей. Третья группа гендерных стереотипов связана с различиями в содержании труда. Удел женщин - это экспрессивная сфера деятельности, где главным является исполнительский и обслуживающий характер труда. Инструментальная сфера - это область деятельности для мужчин, где главным является творческий, созидательный, руководящий труд. Наиболее распространенные гендерные стереотипы усваиваются в детстве благодаря институтам социализации, в качестве которых выступают родители, сестры, братья, сверстники, школа, средства массовой информации.

Многочисленные исследования подтверждают, что в большинстве культур больше свободы, власти и ценности приписывается мужской роли. И неудивительно, что "Я-концепции" женщин имеют в целом тенденцию быть менее положительными, чем "Я-концепции" мужчин, т.к. женский стереотип содержит меньше социально одобряемых характеристик.

Изложенные теоретические подходы можно использовать при изучении женского лидерства в организации и политике.