О.Е.Мухордова

Удмуртский государственный университет, г.Ижевск

К ВОПРОСУ ИЗУЧЕНИЯ СРЕДОВЫХ ВЛИЯНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ У БЛИЗНЕЦОВ


В течение нескольких десятилетий в генетике поведения проводились исследования, касающиеся определения генетических и средовых детерминант формирования индивидуальных различий. При оценке средовых влияний имеется в виду общая и различающаяся среда. При кажущейся однородности среды в близнецовой ситуации также можно разделить эти две реальности. К общей среде относят также внешние условия, которые совпадают для обоих близнецов. Это могут быть материальный уровень семьи, бытовые условия, образование и уровень культуры родителей, их психологические особенности и т.д. В качестве различающейся среды рассматривают такие ее компоненты, которые не совпадают у сравниваемых близнецов. Известный французский психолог R. Zazzo включает в понятие "среда" "самые разные реальности: внутриутробная среда и воспитание, осложнения в процессе беременности и выбор пищи, эмоциональное взаимодействие с другими людьми и интеллектуальная атмосфера, среда, которая воспринимается пассивно, и среда, которая создается в процессе собственной активности, более конкретно - в непрекращающемся общении с другими". Plomin отмечает также, что значимость средовых влияний во многом определяется особенностями самого индивида. В этой связи говорят об "организмической специфичности".

Проблема формирования самоидентичности и индивидуальности актуальна в близнецовой ситуации. Когда два (три и т.д.) человека, начиная с внутриутробного развития и, по крайней мере, до юношеского возраста, почти не разлучаются, они становятся настолько зависимыми друг от друга, что трудно отличают свое "я" от своего партнера - близнеца, границы "я" оказываются размытыми, в "одиночестве" теряют личностную самостоятельность, оказываются "без опоры".

В этом смысле интересны исследования влияния среды на формирование индивидуальных различий у монозиготных (МЗ) и дизиготных (ДЗ) близнецов.

Американские исследователи Скарр и Маккартни считают, что люди сами находят себе среду, а не просто пассивно воспринимают ее воздействие. Таким образом, роль генотипа и среды можно описать следующей схемой: генотип среда, т.е. среда в определенном смысле определяется генотипом и зависит от него. Следовательно, если генотипическое сходство у близнецов определяет сходство сред, то у ДЗ близнецов больше должны обнаруживаться с возрастом индивидуальные различия, чем у МЗ, т.к. для последних средовые влияния будут в большей степени однородными. Однако, как отмечает Plomin, хотя МЗ близнецы являются генетически идентичными, они обладают, тем не менее, рядом конституциональных различий, являющихся следствием внутриутробного опыта и родовых условий. "Эти конституциональные различия становятся основанием для различного восприятия близнецов родителями и различного ожидания в отношении их ролей".

В ряде исследований было показано, что родители более дифференцировано относятся к ДЗ, чем к МЗ близнецам, тем самым усиливая сходство последних. Зачастую родители искусственно стараются подчеркнуть сходство между детьми, максимально сгладить различия (даже в ДЗ парах): покупают одинаковую одежду, отдают в один кружок или секцию, предъявляют одинаковые требования к успешности в обучении (иногда даже тормозят более развитого ребенка, чтобы избежать конкуренции и чувство зависти у другого). В данном случае индивидуальность ребенка не подчеркивается, не культивируется, а, напротив, нивелируется. В определенном смысле это удобно для родителей и самих детей, но впоследствии приводит к проблемам в развитии у ребенка самоидентичности и личностной самостоятельности.