Н.Олейник

Институт Управления, г.Набережные Челны

К ВОПРОСУ ДИАГНОСТИКИ РЕГУЛЯТОРНЫХ СВОЙСТВ


Проблема саморегуляции психической активности занимает одно из центральных мест в субъектном подходе к исследованию психики. При взаимодействии с окружающим миром человек непрерывно сталкивается с ситуацией выбора различных способов реализации своей активности в зависимости от поставленных целей, индивидуальных особенностей и условий окружающей его действительности, особенностей взаимодействующих с ним людей. В ситуации выбора снятие неопределенности возможно лишь средствами регуляции, а в случае психической регуляции - средствами саморегуляции в том смысле, что человек сам исследует ситуацию, программирует свою активность и контролирует и корректирует результаты (Конопкин О.А., 1995).

Саморегуляция связана не только с реализацией различных видов внешней деятельности и внутренней психической активности, сопровождая процесс ее осуществления, но может начинаться, (и, как правило, начинается) во времени раньше, чем сама активность (то, что относится к процессам моделирования и планирования).

Мы исходим из структурно-функционального подхода к изучению процессов саморегуляции, разработанного О.А.Конопкиным. Процесс саморегуляции рассматривается как целостная, замкнутая по структуре, открытая информационная система, реализуемая взаимодействием функциональных звеньев, основанием для выделения которых становятся присущие им специфические регуляторные функции, системно взаимодействующие в общем процессе саморегуляции, независимо от конкретных психических средств и способов их реализации. Все звенья регуляторного процесса, будучи информационными образованиями, системно взаимосвязаны и обретают свою содержательную и функциональную определенность лишь в структуре целостного процесса саморегуляции (Конопкин О.А., 1995).

Экспериментально подтверждается зависимость успешности в различных видах практической деятельности от сформированности целостной системы саморегуляции, а любой структурно-функциональный дефект процесса регуляции ограничивает эффективность в различных видах деятельности. (Моросанова В.И., Осницкий А.К., Степанский В.И., Прыгин Г.С. и т.д.) В связи с вышеизложенным неизменно встает задача диагностирования как сформированности системы саморегуляции в целом, так и ее отдельных функциональных звеньев. Имеющиеся методики носят форму опросников, поэтому для получения достоверных результатов с одной стороны предъявляются высокие требования к адекватности самооценки испытуемых, с другой - возникает проблема устранения искажения результатов связанная с эффектом социальной желательности.

Перед нами стояла задача создания методики, свободной от этих ограничений. Созданная нами методика позволяет выявить наличие умений саморегуляции деятельности у учащихся старших классов. В связи с тем, что ведущей деятельностью старшеклассников является учебно-профессиональная деятельность, а профессиональное самоопределение становится личностным новообразованием возраста, с помощью нашей методики предполагается определить сформированность умений саморегуляции на примере профессионального самоопределения.

Учащимся предлагается выбрать цель на ближайшее будущее, спланировать пути ее достижения с учетом факторов, способствующих достижению цели, и факторов, способных помешать ее достижению, оценить соответствие разработанной программы поставленной цели. На основании анализа работ учащихся делается вывод об уровне сформированности у учащихся таких умений саморегуляции, как: целеполагание, планирование, моделирование, программирование, оценка результатов. Предлагаемая методика, являясь полупроективной, позволяет испытуемым проявить указанные регуляторные способности в непосредственной деятельности планирования, программирования своих профессиональных намерений, что повышает прогностическую ценность данной методики.

Кроме того, предлагаемая методика предоставляет возможность наглядно показать учащимся недостатки регуляторных способностей и пробелы в составленных испытуемыми планах и программах, а также эффективнее планировать коррекционно - развивающую деятельность со старшеклассниками, направляя основные усилия на формирование тех регуляторных умений, недостатки которых приводят к ошибкам в составлении профессиональных планов.

К достоинствам данной методики можно отнести тот факт, что с ее помощью становится возможным диагностировать умения саморегуляции в групповой деятельности, выявляя способность учащихся кооперировать свои усилия, оказывая помощь товарищам и принимая помощь от других, создавать групповой контур саморегуляции.

Апробация методики проводилась среди учащихся одиннадцатых классов средних школ города. Для расчета критериальной валидности использовалась методика ССП-98 (Моросанова В.И., Коноз Е.М., 2000).