Н.А.Останина

Удмуртский государственный университет, г.Ижевск

ПОЛОРОЛЕВАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ В СЕМЬЕ


Проблема полоролевой социализации, включающая в себя вопросы формирования психического пола ребенка, психических половых различий и полоролевой идентификации, и лежащая на стыке ряда наук (социологии, биологии, медицины и др.), - одна из актуальных проблем психологии. Без ее решения невозможно разрабатывать методы дифференцированного подхода к воспитанию детей разного пола для формирования у них основ таких качеств, как мужественность и женственность, необходимых им для успешного выполнения в будущем своих функций в семье и в обществе.

Современная наука располагает данными о том, что в первые 5-6 лет жизни формируются наиболее глубокие и сказывающиеся на последующем развитии слои психики и личности, в которые самым интимным образом вплетена психосексуальная дифференциация и идентификация (Кон И.С., Плисенко Н.В., Чекалина А.И. и др.). По мнению В.С.Мухиной, половая идентификация (наряду с именем, притязанием на признание, бытие в прошлом, настоящем и будущем) является составной исторически сложившейся структурой самосознания. Половая принадлежность - самая первая категория, в которой ребенок осмысливает собственное "Я" (Б.Г.Ананьев).

Невнимание к проблеме полоролевой идентификации и социализации в целом обернулось многими проблемами для современного общества. Результаты "бесполой педагогики и психологии" не заставили себя ждать: мальчики оказываются недостаточно эмоционально-устойчивыми, выносливыми, решительными, сильными, а у девочек обнаруживается нехватка нежности, скромности, мягкости, терпимости.

Рассмотрим некоторые точки зрения на сущность и генезиз психологического пола и полоролевой идентичности в целом. Пол биологический (хромосомный и гормональный), т.е. пол врожденный, может лишь помочь определить потенциальное поведение человека, пол психологический, социальный, усваивается прижизненно, на его формирование оказывают большое влияние расовые, классовые, этнические вариации половых ролей и соответствующие им социальные ожидания (Т.А.Репина). Половая дифференциация - сложный биосоциальный процесс, следствие биологических и социальных детерминант, которые трудно различить, так как они проявляются в непрерывном взаимодействии (Я.Я.Коломинский, М.Х.Метлас).

С точки зрения социальной психологии, психологический пол - результат сложного процесса половой социализации, усвоения ребенком норм половой роли, производной от норм и обычаев соответствующей культуры. Другими словами, формирование половой идентичности - длительный биосоциальный процесс выбора и овладения одной из двух моделей полового поведения, принятых в том социальном окружении, где ребенок растет (В.Е.Каган, Д.В.Колесов, И.С.Кон, А.И.Белкин и др.).

Теория социального научения рассматривает "идентификацию" ("подражание") - как процесс, при котором человек воспроизводит поведение реальной или символической модели (А.Бандура). Половая идентификация - эмоционально-познавательное отождествление ребенком себя с представителями своего пола, действенную ориентацию на них (Н.В.Плисенко).

Существует взгляд на идентификацию не как на корпорацию с другим, а как на особым образом детерминированный процесс принятия или проигрывание роли. Исходя из этого, полоролевая идентификация рассматривается как способность, представляя себя на месте родителя того же пола, воспроизводить его образ действий, соответствовать ему (А.И.Захаров).