Актуальность исследования процессов отношения к будущему обусловлена потребностью и запросами реальной жизни и практики. Знакомство с литературой вызвало у нас интерес к исследованию связи личностных особенностей старшеклассников и их отношения к будущему.
Цель для своего исследования мы определили следующую: рассмотреть связь личностных особенностей старшеклассников с их отношением к будущему.
Задачи исследования - исследовать: личностные особенности старшеклассников, исследовать отношение старшеклассников к будущему, выявить связь личностных особенностей старшеклассников с их отношением к будущему.
Согласно целям и задачам исследования, опираясь на сведения, полученные в литературе по данной теме, были выдвинуты следующие гипотезы:
Объект исследования: группа старшеклассников 16-17 лет в количестве 30 чел. (20 девушек, 10 юношей) из разных школ города Челябинска.
Методы исследования:
Анализируя данные авторской анкеты, мы получили: 53,3% детализируют свое будущее ("Поступить в ВУЗ, найти работу, которая бы мне нравилась, создать семью"), 46,7% не детализируют свое будущее ("В будущем я всего достигну"). 50% позитивно относятся к будущему ("В будущем меня ждет много хорошего", "В будущем меня ждет успех"), 3,3% негативно относятся к будущему ("От будущего не жду ничего хорошего"), 46,7% нейтрально относятся к будущему ("Я не задумывался о будущем"). Качественный анализ ответов позволил выяснить направленность подростков в будущем на себя или других: 26,7% направлены на других ("Хочу быть врачом, чтобы помогать другим людям"), 73,3% направлены в будущем на себя ("Хочу достичь пика славы").
Обобщая полученные данные о связи личностных особенностей старшеклассников с их отношением к будущему, можно сказать следующее: 53,4% имеют средний уровень самоактуализации, при этом они по-разному представляют свое будущее: 56,3% детализируют свое будущее, т.е. при описании будущего старшеклассники конкретизируют, выделяют отдельные компоненты своей жизни; 43,7% не детализируют его. 6,3% в своей деятельности ориентированы на других людей, 93,7% ориентированы в будущем на себя. Старшеклассники с низким и высоким уровнем самоактуализации в равной степени детализируют и не детализируют будущее. Старшеклассники с высоким уровнем самоактуализации не отличаются друг от друга по критерию направленности, а из старшеклассников с низким уровнем самоактуализации: 41,6% направлены на других, 58,4%- на себя.
44,4% с адекватной самооценкой, 75% с завышенной самооценкой позитивно смотрят в будущее, будущее им представляется светлым и счастливым. 52% с адекватной самооценкой, 25% с завышенной самооценкой - свое отношение к будущему еще не определили.
Итак, по данным диагностики группы старшеклассников по тесту самоактуализации, самооценки и анкетным данным, можно сделать следующие выводы:
Полученные в результате исследования данные были доказаны статистически с помощью критерия Фишера.
Таким образом, выдвинутые нами гипотезы не подтвердились, но полученные нами данные показали, что связь между личностными особенностями старшеклассников и их отношением к будущему существует.