О.В.Пискунова

Южноуральский государственный университет

ОТНОШЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К БУДУЩЕМУ


Актуальность исследования процессов отношения к будущему обусловлена потребностью и запросами реальной жизни и практики. Знакомство с литературой вызвало у нас интерес к исследованию связи личностных особенностей старшеклассников и их отношения к будущему.

Цель для своего исследования мы определили следующую: рассмотреть связь личностных особенностей старшеклассников с их отношением к будущему.

Задачи исследования - исследовать: личностные особенности старшеклассников, исследовать отношение старшеклассников к будущему, выявить связь личностных особенностей старшеклассников с их отношением к будущему.

Согласно целям и задачам исследования, опираясь на сведения, полученные в литературе по данной теме, были выдвинуты следующие гипотезы:

  1. Старшеклассники с высоким и средним уровнем самоактуализации свое будущее детализируют в большей степени, чем старшеклассники с низким уровнем самоактуализации.
  2. Старшеклассники с высоким и средним уровнем самоактуализации в будущем направлены на других людей.
  3. Самооценка старшеклассников влияет на эмоциональное отношение к будущему.

Объект исследования: группа старшеклассников 16-17 лет в количестве 30 чел. (20 девушек, 10 юношей) из разных школ города Челябинска.

Методы исследования:

  1. Диагностика личностных особенностей по тесту самоактуализации (САТ).
  2. Диагностика самооценки (Дембо-Рубинштейн).
  3. Анкетирование (авторская анкета) разработана для выявления: отношения старшеклассника к будущему; уровня детализации своего будущего; направленности старшеклассника в будущем на себя или других.
  4. Анализ, обобщение, статистическая обработка полученных данных.

Анализируя данные авторской анкеты, мы получили: 53,3% детализируют свое будущее ("Поступить в ВУЗ, найти работу, которая бы мне нравилась, создать семью"), 46,7% не детализируют свое будущее ("В будущем я всего достигну"). 50% позитивно относятся к будущему ("В будущем меня ждет много хорошего", "В будущем меня ждет успех"), 3,3% негативно относятся к будущему ("От будущего не жду ничего хорошего"), 46,7% нейтрально относятся к будущему ("Я не задумывался о будущем"). Качественный анализ ответов позволил выяснить направленность подростков в будущем на себя или других: 26,7% направлены на других ("Хочу быть врачом, чтобы помогать другим людям"), 73,3% направлены в будущем на себя ("Хочу достичь пика славы").

Обобщая полученные данные о связи личностных особенностей старшеклассников с их отношением к будущему, можно сказать следующее: 53,4% имеют средний уровень самоактуализации, при этом они по-разному представляют свое будущее: 56,3% детализируют свое будущее, т.е. при описании будущего старшеклассники конкретизируют, выделяют отдельные компоненты своей жизни; 43,7% не детализируют его. 6,3% в своей деятельности ориентированы на других людей, 93,7% ориентированы в будущем на себя. Старшеклассники с низким и высоким уровнем самоактуализации в равной степени детализируют и не детализируют будущее. Старшеклассники с высоким уровнем самоактуализации не отличаются друг от друга по критерию направленности, а из старшеклассников с низким уровнем самоактуализации: 41,6% направлены на других, 58,4%- на себя.

44,4% с адекватной самооценкой, 75% с завышенной самооценкой позитивно смотрят в будущее, будущее им представляется светлым и счастливым. 52% с адекватной самооценкой, 25% с завышенной самооценкой - свое отношение к будущему еще не определили.

Итак, по данным диагностики группы старшеклассников по тесту самоактуализации, самооценки и анкетным данным, можно сделать следующие выводы:

  1. Детализация будущего не зависит от уровня развития самоактуализации.
  2. Старшеклассники с высоким и средним уровнем самоактуализации в будущем направлены на себя.
  3. Эмоциональное отношение к будущему не зависит от уровня самооценки.
  4. Старшеклассники с низким уровнем самоактуализации и те, кто детализирует будущее, направлены на других; а те, кто не детализирует будущее направлены на себя.

Полученные в результате исследования данные были доказаны статистически с помощью критерия Фишера.

Таким образом, выдвинутые нами гипотезы не подтвердились, но полученные нами данные показали, что связь между личностными особенностями старшеклассников и их отношением к будущему существует.