Т.В.Шрейбер

Удмуртский государственный университет, г.Ижевск

ИДЕНТИФИКАЦИЯ КАК ОДИН ИЗ МЕХАНИЗМОВ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ


Традиционно проблема самоопределения рассматривается исследователями как вопрос: что такое "самоопределение"; что первично - личностное (Божович Л.И., 1968; Дубровина И.В., 1991), социальное (Кон И.С., 1984) или профессиональное (Климов Е.А., 1990) самоопределение; какие психические и психологические характеристики входят в структуру каждого вида самоопределения.

С.В.Калининой (1998) предпринята попытка выяснить соотношение профессионального и личностного самоопределения в подростковом и юношеском возрасте. В результате ей удаётся выделить симптомокомплексы профессионального и личностного самоопределения. По её данным, симптомокомплекс личностного самоопределения составляют: эмоционально-волевые особенности личности; особенности социальной ориентации личности; особенности ценностных ориентаций и особенности силы побуждения и развития личностных качеств. В симптомокомплекс профессионального самоопределения входят - выраженность профессионального типа личности, уровень сформированности профессионального плана, уровень и структура мотивации выбора профессии, степень соответствия профессионального типа личности профессиональному плану. Она же отмечает, что взаимосвязь между профессиональным и личностным самоопределением усиливается в 11 классе, в период непосредственного выбора профессии, и становится менее тесной при осуществлении этого выбора (на 1 курсе).

Более или менее однозначно решён вопрос о возрастном периоде, сенситивном для самоопределения. Именно подростковый и юношеский возраст считаются "периодом возникновения сознательного "Я", как бы постепенно ни формировались отдельные его компоненты" (Кон И.С., 1978). В.В.Столин (1983) считает подростковый и юношеский период критическим, переломным и даже периодом собственно возникновения самосознания во всей его целостности.

Однако, не менее важным является вопрос о механизмах самоопределения. Актуально звучит вопрос Е.А.Климова применительно к профессиональному самоопределению: "сам ли человек осуществляет свой нравственный, профессиональный выбор?". Ведь мы не можем отрицать влияния на наши мнения о себе и мире, выбор профессионального и жизненного пути таких факторов как обстоятельства, жизненные стратегии (Э.Берн), архетипы (К.Г.Юнг), СМИ, социальное окружение и т.п.

Одной из важнейших проблем, решением которой занимается современная философия, является диалогичность природы человеческой жизни. В своих работах М.М.Бахтин, М.Бубер отмечают, "не я смотрю на мир изнутри своими глазами, а я смотрю на себя глазами мира, чужими глазами. Я гляжу на себя глазами другого, оцениваю себя с точки зрения другого". Таким образом, самоопределение не может происходить в отрыве от общества, культуры, присутствия так называемого "Другого". Да и видеть себя, говорить о себе как о целостной личности невозможно не взглянув на себя как бы со стороны. Завершенное целое нельзя увидеть изнутри, но только извне.

Таким образом, логично рассматривать процесс идентификации как один из важных и значительных механизмов самоопределения личности.

В.С.Мухина (1992) называет два механизма присвоения отдельным индивидом всесторонней человеческой сущности: идентификация и обособление, а также их взаимодействие. Идентификация понимается ею как процесс эмоционального и иного самоотождествления человека с другим человеком, группой, образцом. Сознательная или бессознательная идентификация выступает как механизм "присвоения" индивидом своей человеческой сущности, как механизм социализации личности.

Идентификация ведёт к формированию образцов социального, полоролевого поведения; значимых свойств личности (способности к сопереживанию, сочувствию, активному нравственному отношению к людям и к себе, чуткости). При формировании мировоззрения, построении системы личностных смыслов механизм идентификации действует на эмоциональном и когнитивном уровнях. Ведь развитая личность не может не ориентироваться на идеологию, общественные идеалы при выработке своей жизненной позиции.

Не случайно Э.Эриксон сущность подросткового и юношеского возраста (13-18 лет) видит в нахождении ребёнком идентичности. Сформировать идентичность, по его мнению, означает научиться верно идентифицировать себя с взрослыми.

Однако, не следует преуменьшать роль другого механизма - обособления, поскольку именно подростковому возрасту присуща увеличивающаяся потребность в автономии, переживании своей "особости".

В целом, жизнь видится человеком как процесс постепенного осознания своей отдельности, "самости" и переживание её.

В свете всего выше сказанного, проблема выбора профессионального и жизненного пути, кроме всего прочего, может рассматриваться как вопрос о соотношении идентификации и обособления, особенностях их взаимодействия и роли личностной активности в процессе самоопределения.