Е.А.Ашихмина

Удмуртский государственный университет, г.Ижевск

ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ В СИСТЕМЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ВУЗА


От уровня культуры и профессиональной подготовки, широты интересов и гражданской позиции специалистов, выпускников ВУЗа, зависят результаты социально-экономического и духовного развития российского общества. Современный молодой человек воспитывается, в открытом, быстро изменяющемся мире, в котором различные культуры вступают в плодотворное взаимодействие, при котором происходит взаимопроникновение достижений из одних в другие. Поэтому проблема толерантности и способов ее воспитания в настоящее время является актуальной. Исследованиями в этой области занимались Л.А.Ибрагимова, О.А.Иванова (НГПИ).

В жизни человеку предстоит общаться с представителями различных национальностей, культур, миров, конфессий, социальных слоев, поэтому важно научить их уважать культурные ценности как своего народа, так и представителей другой культуры, религии и т.д., научить находить общие точки соприкосновения.

Обучение человека диалогу, способам ведения переговоров, умению слушать и уважительно относиться к другой точке зрения - проблема современного общества (в области воспитания и развития).

Формирование диалогического сознания и мышления, освобождение его от монофилии культуры поможет ему быстрее адаптироваться в этом сложном мире и в той мере обеспечить стабильность и развитие общества, насколько мы научим граждан организовывать эффективное общение, сформируем у них толерантность и человеколюбие.

Толерантность является сравнительно поздним порождением культуры, а также достаточно поздним порождением психики человека, поскольку условия социальной действительности в гораздо большей степени способствуют воспитанию "интолерантности" - явлению, противоположному толерантности по своему содержанию. Осознанию актуальности толерантности отдельным индивидом предшествует его длительная духовная работа над собой, что порождает педагогическую проблему толерантности. Подтверждением этого служит подписанная 16 ноября 1995 г. странами-членами ЮНЕСКО Декларация принципов толерантности, отдающая приоритет в популяризации ее идей сфере образования. В связи с этим возникает необходимость создания нового направления в отечественной педагогической науке - "педагогики толерантности", появляется потребность в формировании толерантности у субъектов учебно-воспитательного процесса - как у учителя, преподавателя, так и у учащихся и студентов. Одним из возможных путей удовлетворения данной потребности может быть выполнение задачи повышения уровня толерантности в ходе профессиональной подготовки педагогических кадров.

В качестве основных условий воспитания толерантности выступают следующие:

В настоящее время появился ряд зарубежных и отечественных учебно-воспитательных программ, так или иначе затрагивающих вопрос о формировании толерантности либо в аспекте воспитания личности и духе уважения к правам человека, либо воспитания правовой культуры личности. Быть толерантным - значит видеть в "другом" полноценную, равнодостойную личность, воспринимать "другого" с пониманием его отличительных характеристик как проявлений его индивидуальности и неповторимости, быть готовым к диалогу, к компромиссу, отказаться от претензий на собственную непогрешимость и исключительность, уважительно относиться к существованию другой точки зрения на предметы и явления действительности. А это приведёт к предупреждению различного рода конфликтов.