А.А.Баранов

Удмуртский государственный университет, г.Ижевск

КОПИНГ СТРАТЕГИИ СТРЕСС ТОЛЕРАНТНЫХ ПЕДАГОГОВ


Для выяснения вклада психологических характеристик в систему детерминации устойчивости к развитию стресса, которая, как и любое другое интегральное свойство, обуславливается не абсолютными значениями конкретных проявлений, а взаимосвязями и взаимозависимостями между различными психологическими особенностями (Ломов Б.Ф., Мерлин В.С., и др.), нами была проведена процедура факторизации индивидных, личностных и операционально-деятельностных показателей в группе предварительно выявленных высоко стресс-толерантных педагогов. Тем самым решалась задача поиска различных вариантов (стратегий) совладания педагога со стрессом. Метод факторизации проходил с использованием процедуры варимакс. Количество факторов перед вращением определялось исходя из критерия Кеттела, рекомендованного для использования Л.В.Куликовым (1999). Согласно этому критерию, последним фактором, который отбирается для вращения в ряду себе подобных по мере убывания суммарного веса, становится тот, за которым доли суммарной дисперсии последующих показателей незначительно отличаются друг от друга на фоне сильно различающихся между собой по суммарной дисперсии первых факторов. Подобным образом было определено для процедуры вращения четыре фактора.

В первый фактор по группе высоко стресс-толерантных педагогов с наибольшей нагрузкой вошли следующие переменные: а) внутренняя мотивация (0,827); б) депрессивность (-0,807); в) застенчивость (-0,786); г) общительность (0,726); д) эмоциональная лабильность (-0,821).

Второй фактор составили: а) педагогический стаж (0,820); б) удовлетворенность профессиональной деятельностью (0,787); а так же показатели, выявленные на основе экспертных оценок: в) знание психологии учащихся (воспитанников) (0,871); г) владение методикой преподавания (воспитания) (0,828); д) коммуникативные умения (0,864); е) организаторские умения (0,897); ж) самоорганизаторские умения (0,782); з) уровень профессионального мастерства (0,892).

Третий фактор образован следующими показателями: а) спонтанная агрессивность (-0,790); б) экстраверсия (-0,860).

Четвертый фактор состоит из: а) социальной пластичности (0,785); б) социального темпа (0,725).

Исходя из того, что педагоги были объединены нами в группы на основе степени их стрессоустойчивости, можно считать выделенные факторы именно теми показателями, которые выступают в качестве системообразующих интегралов, обеспечивающих за счет соответствующих психологических характеристик, отраженных в факторных нагрузках, наличный уровень толерантности в стрессогенных условиях профессиональной деятельности.

Соответственно обеспечение эффективного противодействия стрессогенности трудового процесса может осуществляться четырьмя различными путями или стратегиями на основе различных индивидно-личностно-деятельностных конструктов.

Первый путь - через направленность личности (по А.А.Реану, 1999) на собственно педагогические цели, возможность наиболее полной самореализации именно в педагогической деятельности, удовлетворенности от самого процесса и результата работы, на фоне внутренней сбалансированности (отсутствии противоречий), смелости, уверенности, как правило, стабильно повышенного эмоционально настроя (оптимистичности), открытости к социальным контактам, доверительности в межличностных отношениях. Данный путь может быть назван за счет его ведущего компонента (внутренней мотивации) и внутриличностной сбалансированности - мотивационной стратегией, обеспечивающей высокую стрессоустойчивость педагога.

Второй путь стрессоустойчивости обеспечивается за счет хорошо развитых операциональных профессионально-значимых качеств и опыта работы, которые через особую специфическую по Н.В.Кузьминой (1989) чувствительность, проявляющуюся в конструировании педагогической деятельности во времени и пространстве, умении адекватно отражать в своем сознании и активно познавать обучающихся и саморазвиваться, установлении на основе идентификации, интуиции и антиципации педагогически целесообразных межличностных отношений, высоких организаторский умений и самоорганизации, выступают по нашему мнению в качестве стресс-превентивных условий, блокирующих как возникновение проблемных ситуаций и задач, так и непродуктивные способы их разрешения. Подобный вариант может быть обозначен как профессионально-компетентная стратегия.

Третий, состоит из пониженных импульсивно - агрессивных тенденций, продуманности действий и поступков, развитой самодостаточности и социальной автономности, т.е. опора при интерпретации высоко значимых событий (профессиональных затруднений) в большей мере делается на собственные установки и убеждения, что через осознанность, принятие себя и самоконтроль ограничивает зону неопределенности, тем самым существенно понижая вероятность развития стрессовых состояний. Такой путь стрессоустойчивости назван нами "рефлексивным".

Последний из высоко стрессоустойчивых симптомокомплексов - четвертый, образован темпераментальными характеристиками, которые обуславливают легкость вступления в социальные контакты, высокую речевую активность, широкий набор коммуникативных программ, быстроту их смены в процессе межличностного взаимодействия. Тем самым облегчается формирование коммуникативной компетентности, что способствует конструктивному разрешению педагогом возникшей проблемы как непосредственно собственными усилиями, так и за счет привлечения ближайшего социального окружения в качестве внешнего ресурса (поддержки), повышающего продуктивность противодействия напряженным профессиональным условиям. Такой вариант копинг стратегии, несущий на себе отпечаток просоциальной гибкости, получил название "коммуникативно - пластичный".

Как можно заметить все варианты, находящиеся в арсенале способов преодоления стресса педагога, могут быть отнесены в соответствие с концепцией Р.Лазаруса и С.Фолькмана и разработками отечественных психологов Н.А.Сироты (1994), А.А.Чазовой (1998), В.М.Ялтонского (1995) к проблемно разрешающим и социально-ориентированным копинг стратегиям.