Е.Р.Блинова

Институт усовершенствования учителей, г.Ижевск

ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОГО СОДЕРЖАНИЯ КАК ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ТЕРПИМОСТИ ШКОЛЬНИКОВ


Социальная (диспозиционная) терпимость определяется нами как предрасположенность, готовность к определенной реакции на среду, выражающейся в эмпатии, доверии, сопереживании и сочувствии, умении вести конструктивный диалог. Такая готовность тесно связана с определенными установками личности, системой ее ценностных отношений к миру, другим людям и самому себе. Опыт такого рода ценностных отношений не может быть приобретен путем наставлений, назиданий, чтения нравоучительных текстов - тех методов, которые чрезвычайно распространены в традиционной методике обучения и воспитания.

По нашему мнению, для формирования социальной терпимости, толерантного поведения весь учебный процесс должен быть организован как конструктивный критический диалог. Несмотря на то, что эффективность диалоговых форм обучения известна, ее использование в учебном процессе во многом определяется характером и структурой учебного содержания. Традиционная структурная единица содержания обучения - текст, формула, правило "в рамочке" с их характером исчерпывающего объяснения и абсолютной истинности, достоверности - не создают условий для диалога: здесь не о чем размышлять, не о чем спорить, нужно лишь уяснить и запомнить.

Разработанный нами подход к построению учебного содержания предполагает рассмотрение и использование в качестве основной его единицы личностно значимую учебную проблему. Приведем ряд примеров трансформации традиционного учебного содержания с целью создания условий для конструктивного критического диалога. Вместо темы урока "Язык как важнейшее средство человеческого общения" учитель предлагает размышлять над проблемой: для чего человеку нужен язык? Тема "Плотность вещества" предстает как проблема: от чего зависит, что одни вещества легче, а другие тяжелее? Изучение темы "Завоевание Америки европейцами" превращается в размышления и диалог о том, что есть варварство и цивилизация не только в историческом, но и в нравственном аспекте. Поиски решения такого рода проблем невозможны без диалога, внешнего и внутреннего.

Особое место занимает "диалог" с авторами текстов: учеными, писателями, философами разных эпох и культур. Организация такого диалога возможна лишь в том случае, если на смену привычному учебному тексту ("рафинированному" тексту параграфа школьного учебника) придут тексты-первоисточники, в которых представлена история научных поисков, заблуждений и открытий, разные научные теории, взгляды и мнения.

Проведенное нами исследование показывает, что диалог между учащимися в процессе решения личностно значимых учебных проблем, критический диалог с "авторами" текстов - подлинный "диалог культур", по В.Библеру, становятся основой для формирования социальной терпимости личности подростков.