Ю.Ю.Бочарова

Красноярский государственный педагогический университет, г.Красноярск

ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К КУЛЬТУРНЫМ РАЗЛИЧИЯМ - ЦЕЛЬ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(на примере школ Германии)


На стыке веков в различных странах и регионах активизировались процессы культурного самоопределения этносов, возрождения этнокультурных традиций как ответ на растущую глобализацию мира с ее опасностью унификации и стандартизации образа жизни. Технический прогресс создал всемирную транспортную инфраструктуру, в то же время неравенство в развитии государств и обществ стало столь очевидным, что остановить миграцию стало уже невозможным. Это вызвало рост экстремистских и расистских настроений во всем мире, что вызывает особую тревогу на фоне участившихся межнациональных и межрелигиозных конфликтов среди народов, постоянно проживающих на территории страны.

Философия плюрализма - основная тенденция развития общественного сознания и современной культуры - состоит в том, что от поисков единственно верного и истинного представления о мире и утверждения его за счет игнорирования и подавления других представлений приходят к признанию множественности истин, признанию их своеобразия и ценности, к поискам диалога и взаимопонимания. Между тем, признание плюрализма и демократических прав для всех граждан является проблемой для всех европейских обществ. Как отмечает генеральный секретарь Международной ассоциации по межкультурному образованию Питер Бателаан, "сегодня проблема заключается в том, что культурное, этническое, социальное разнообразие становится явлением, которое создает проблемы для людей, поскольку они никогда не учились воспринимать и ценить разнообразие".

Педагогическое преломление проблемы общественного плюрализма актуализирует необходимость учета в учебно-воспитательном процессе различного менталитета учащихся, т.е. индивидуального склада ума, мышления, что обусловлено их культурной, социальной, этнической принадлежностью. Декларирование гуманизма и толерантности в педагогической деятельности еще не означает внедрения этих принципов в ежедневную практику взаимодействия субъектов образовательного процесса.

Наиболее полно данная проблема рассматривается в зарубежных концепциях мультикультурного образования (Д.Бэнкс и др.), межкультурного образования (П.Бателаан, Г.Ауернхаймер, В.Нике и др.). Межкультурное образование - это относительно новое явление в теории и практике образования. В 70-е гг. Совет Европы, озабоченный положением детей иммигрантов, разработал ряд проектов, введя в употребление новый термин "межкультурное образование". Толерантность как терпимость различий, равные шансы на образование и обеспечение равного жизненного старта, эмансипация, равноценность всех культур и достоинство каждого человека лежат в основе межкультурного образования.

Межкультурное образование в начальных школах Германии представлено в различных вариантах, что обусловлено правовой ситуацией в отношении детей иностранцев в той или иной федеральной земле. Так, в зависимости от того, получен ли родителями статус переселенца, в большинстве федеральных земель при нерешенном вопросе государство не берет на себя обязательство по обучению таких детей. Существующие до сих пор модели обучения детей иммигрантов уже не соответствуют поставленным целям межкультурного образования. Аккультурационный тип обучения, наиболее распространенный прежде, ориентирован на "врастание" этнического меньшинства в господствующую культуру с возможным в таком случае последовательным вытеснением родного языка и культуры. Изолирующий тип обучения сориентирован на обучение детей из этнических меньшинств в основном на родном языке с целью недопущения их аккультурации, приобщения их к ведущему в стране типу культуры, их полноценной интеграции в социум. В Баварии, например, такой тип обучения практикуется по отношению к детям наемных рабочих, - проводится политика дезинтеграции, преследующая цель их скорейшего выдворения из страны после исчезновения необходимости в рабочих руках их родителей. Иностранные дети вне школы живут под влиянием иммигрантской субкультуры, что проявляется в деятельности школ по изучению Корана, заключении браков только между исламскими партнерами (последние подыскиваются специально в стране происхождения родителей вступающих в брак), в критической оценке моральных качеств немцев и запрещении своим детям, особенно девочкам, общаться с немецкими одноклассниками. К тому же различные иммигрантские группы отграничены друг от друга (турки от курдов, сербы от боснийцев, греки от турок). Ущемленность детей иностранцев проявляется в процессе овладения как родным языком, так и иностранным. Изучение родного языка в условиях иммиграции происходит редуцировано. Слабые контакты с немецкоязычной средой ведут к недостаточному овладению и немецким языком. В результате жизнь между разными культурами для многих молодых людей приводит к постоянной борьбе за собственную идентичность, что провоцирует рост исламского религиозного фундаментализма и правого экстремизма. Однако социальные и педагогические исследования показывают положительные изменения в этом вопросе. Становится более распространенным открытый тип бикультурного образования, целями которого являются интеграция в общеевропейское и мировое пространство, межкультурная коммуникация и поликультурное воспитание. Предпочтение отдается т.н. "обогащающим" (взамен "вытесняющих") программам изучения иностранных языков, в контактных классах европейских школ сохраняется паритет двух языков обучения, равноправие представляемых здесь культур (Люксембург), в Германии традиционной селекции учащихся на реалистов, учащихся главных школ и гимназистов противопоставляется единая интегрированная школа.

В лучших своих вариантах межкультурное образование решает следующие специфические задачи:

  1. С одной стороны, необходимо обеспечение условий для быстрого и прочного овладения немецким языком, что ускорит интеграцию ребенка в школьную среду и сделает возможным получение того уровня образования, которое соответствует способностям ребенка. С другой стороны, при наличии условий в школе, дети других культур, отличных от немецкой, должны обучаться на родном языке или, по крайней мере, развивать свои знания и умения в нем. Это предотвратит отрыв ребенка от родной культуры, обеспечит его культурную идентификацию, что по исследованиям Г.Люсиера положительно сказывается как на межличностных отношениях, так и на школьных успехах ребенка. При этом посещение немецкими школьниками таких занятий несет для всех учащихся класса неоценимую пользу: не говоря о важности владения несколькими языками для члена современного поликультурного общества, отметим важность становления на этих занятиях взаимной эмпатии и общего языка общения.
  2. Даже если в классе нет ни одного иностранца, межкультурное образование должно иметь место. Всегда должно найтись время для обсуждения проблемы социальных предрассудков, для ролевой игры, где дети расширяют свою межкультурную компетентность. Частая работа в смешанных (по любым культурным и субкультурным признакам - хотя бы по возрасту) группах будит "социальное любопытство", двустороннюю эмпатию. Наилучшие условия для решения такой задачи предоставляют, конечно, праздники.
  3. Важной задачей является обеспечение благоприятного социального климата в классе. Во многих классах Германии стало привычным начинать день с межкультурного приветствия, что снимает напряженность у учащихся других культур и продвигает их в знании немецкого языка. Обеспечение условий для взаимодействия детей (в микрогруппах, объединенных одной задачей и т.д.) - лучшее средство становления комфортной атмосферы в классе.
  4. По мнению многих исследователей, работа с родителями гораздо важнее работы с детьми в этом вопросе. Консультирование родителей-иностранцев преследует цели взаимопонимания и сотрудничества для обеспечения лучших шансов в развитии ребенка.

Таким образом, можно отметить присутствие в зарубежном педагогическом опыте позитивных идей и практических путей их воплощения в области межкультурного образования, что могло бы быть полезным при их разумной адаптации для российской педагогики.