Л.А.Черенцова

Лингвистического лицея № 25, г.Ижевск

К ВОПРОСУ О ПУТЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ


Обращаясь к теме развития толерантности у детей младшего школьного возраста, целесообразно рассмотреть готовность школы к целенаправленной работе с учащимися в этом направлении. Воспитание у младших школьников терпимости, открытости к различным точкам зрения на ту или иную ситуацию или явление является не только одной из актуальных задач современной школы, но и одной из сложнейших в образовательном процессе. Перефразируя известное изречение, что добро воспитывается только добром, можно сказать, что и толерантность воспитывается только толерантностью. Готовы ли учителя демонстрировать и осознанно применять в своей повседневной педагогической практике принципы толерантности, терпимо относится к многообразию личностных проявлений учеников, их родителей и своих коллег.

По данным нашего исследования 30% учителей оценивают свое общение с другими людьми как наиболее частую причину своего плохого самочувствия. Материальные затруднения являются наиболее частым основанием плохого самочувствия в 22.5% случаях и занимают второе место в списке причин. 20% педагогов не дали ответа на этот вопрос. И 17.5% учителей назвали наиболее частой причиной своего плохого самочувствия ситуации стресса, но не пояснили с чем связаны эти ситуации. На вопрос о том, легко ли вы управляете своим самочувствием, ответы распределились следующим образом:

"легко" - 32.5%
"не очень" - 20%
"нет" - 37.5%
"сама справляюсь" - 10% .

Из результатов анкетирования видно, что учителя осознают свои затруднения в сферах межличностного взаимодействия и эмоционального саморегулирования, испытывают необходимость в расширении психологических знаний и навыков для реализации конструктивного стиля общения. Данные анкетирования подтвердились и результатами диагностики по тесту Томаса, проводимой в 2000-2001 учебном году. В диагностировании принимали участие 46 педагогов. Распределение стилей поведения в ситуациях межличностного общения и в конфликтных ситуациях отразило достаточно низкий уровень овладения педагогами таким стилем взаимодействия, которое основывается на принципах сотрудничества и предполагает взаимный учет субъектами общения интересов, чувств, переживаний и признает ценность и уникальность каждой личности. Чтобы признать неповторимость другого человека, необходимо быть открытым для восприятия и понимания его мировоззрения, быть готовым к толерантному поведению и активизации своего творческого потенциала для поиска наиболее эффективного способа реагирования в ситуации межличностного взаимодействия.

По итогам проведенного диагностического исследования в текущем учебном году проводились тренинги (15 часов). Педагоги были объединены в две группы по 10-12 человек. Занятия были направлены на решение следующих задач:

Повторная диагностика педагогов по тесту Томаса выявила изменения ранговых показателей стилей поведения в ситуациях межличностного взаимодействия и конфликтных ситуациях среди учителей, посещавших тренинговые занятия.