Ю.В.Хабибулина

Удмуртский государственный университет, г.Ижевск

РОЛЬ ЮМОРА В ФОРМИРОВАНИИ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ПОДРОСТКОВ


Ключевые проблемы подросткового возраста связаны с формированием целостного образа "Я", освоением различных социальных ролей, необходимостью самоопределения. Кризис идентичности характеризуется у подростков повышением уровня тревожности, отрицательной самооценкой, высокой внутренней конфликтностью и ростом поведенческой агрессивности. Отрицательно окрашенные переживания, связанные с оценками значимых других, подвергаются действию механизмов психологической защиты, которые не позволяют вытесненному в подсознание материалу "всплывать", вступать в контакт с сознанием. Это объясняет, почему лежащие в основе нетерпимости представления, не соответствующие действительности, не поддаются логическому переубеждению. У взрослеющего человека вырабатываются стереотипы восприятия, которые начинают играть роль ограничивающих его барьеров и фильтров, так называемых "рамок".

На уровне психофизиологии образование и барьеров выглядит как процесс постепенного снижения первоначальной, по-детски непосредственной восприимчивости к новой информации, сопровождающийся большей избирательностью активации гиппокампа (информационной системы мозга, управляющей переносом информации из кратковременной памяти в долговременную), а также снижением активности правого полушария головного мозга (Симонов П.В., 1987). На поведенческом уровне "рамки" проявляют себя как нетерпимость к чужому мнению, к чужой непохожести, инаковости. А.Адлер называл подобный механизм гиперкомпенсацией, описывая его на примере избавления человека от комплекса неполноценности путем перерастания последнего в комплекс превосходства. Так, например, часто ярко выраженное неприятие чего-либо или демонстративная авторитарность маскируют тревожность и неуверенность человека в своих взглядах. Чтобы преодолеть ограничительные барьеры, разорвать порочный замкнутый круг, необходимо подсознательное реструктурирование, протекающее только в измененном состоянии сознания (ИСС) (Сандомирский, 2001) В таком состоянии легко влиять на стереотипы восприятия своего тела и собственной личности, составляющие образ "Я". Как один из вариантов ИСС мы будем рассматривать юмор и его отреагирование в смех. Юмор среди методов регуляции и саморегуляции поведения занимает особое место. Он предполагает воздействие как на сознательном, так и на бессознательном уровнях. Внезапность сопоставлений в юморе позволяет ощутить многозначность связей и ассоциаций, одновременное существование в сознании разных взглядов на оцениваемое явление. Так называемое, дивергентное мышление (Дж.Гилфорд) обусловливает гибкость выбора, непривязанность ни к одной из альтернатив, что устраняет все внутренние конфликты (в духовных практиках - состояние "просветленности"). Одновременное представление информации не только в словесно-логической, но и в образной, символической форме помогает преодолеть односторонность логического мышления. Осуществление анализа и переработки юмористической информации проявляется в изумлении, которое человек испытывает, обнаруживая несоответствие, и которое разрешается через смех. На уровне психофизиологии происходит сдвиг функциональной ассимметрии полушарий в сторону большей активации подсознательного, правого полушария. Благодаря этому, мозг начинает воспринимать всю доступную информацию как имеющую высокую значимость. Именно в подобном состоянии возникают нестандартные решения, озарения, инсайты. В определенных условиях жизнедеятельности воздействие юмора может ограничиться уровнем физиологических реакций и низших элементарных чувствований (ощущение приятного или неприятного, возбуждения или успокоения, напряжения или разрядки), а может дойти до духовного, идейного содержания. Таким образом, проблема понимания и принятия другого человека связана с проблемой понимания самого себя. Поэтому, формирование у подростков толерантности по отношению к самому себе, чувства собственного достоинства и способности к самопознанию выступает одним из необходимых условий терпимости по отношению к другим.

Анализируя опыт проведения "тренингов юмора" у подростков, целью которых являлось развитие умений понимать и продуцировать смешное, мы имели возможность сравнивать результаты пре- и пост- тестирования участников по параметрам агрессивности по методике "Рука" (Вагнер). Данные тестирований свидетельствуют о снижении поведенческой агрессивности и повышении потребности в социальной кооперации. Эти изменения зафиксированы как после проведения краткосрочных, так и в случаях продолжительных (по затраченному времени и частоте встреч) тренинговых занятий. Заметные изменения наблюдаются как у каждого из участников группы, так и у группы в целом. Включенное наблюдение позволяет говорить о том, что подростки в процессе совместного смехотворчества раскрепощаются, повышается групповая сплоченность и терпимость к высказываниям участников группы (реже перебивают друг друга, шутки оскорбительного содержания трансформируются в нейтральные, а затем - в "добрые"). Осознание внутренних барьеров и связанная с этим перестройка сознания сопровождается чувствами облегчения и внутренней свободы. По окончании тренинга подростки характеризуют свое состояние как эмоционально-душевный подъем, прилив энергии, эйфорию, сходную с опьянением, желание "разделить эту радость со всем миром". В дальнейшем представляется целесообразной разработка программ и методов, включающих в себя различные аспекты юмора, как педагогических средств и педагогических технологий, обладающих неограниченными возможностями развития креативности и поведенческой гибкости через преодоление стереотипов, что, в свою очередь, способствует лучшему пониманию подростком своего "Я", пониманию других и окружающего мира.

Разрешение внутренних конфликтов и преодоление барьеров при помощи смеховой культуры имеет право занять важное место среди других направлений по формированию толерантности у подростков.