Т.П. Харламова

Профессиональное училище № 4, г.Ижевск

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ УЧИЛИЩЕ


Семейная атмосфера - отношения, ценности и родственные связи внутри малой семьи - создает исходную, решающую среду, в которой формируется личность ребенка. Семейное окружение не заставляет ребенка вести себя в какой-то определенной манере, оно просто показывает, как он пришел к своим убеждениям. При этом ребенок очень рано принимает участие в формировании своих взаимоотношений с другими людьми. Через них дети подвергаются культурному и социальному влиянию. Расовые, религиозные, экономические, образовательные и др. социальные факторы воспринимаются детьми через жизненный опыт родителей.

Есть основания утверждать, что сегодня родители испытывают растерянность в вопросах воспитания молодого поколения. Скорее нехватка психологических, педагогических знаний, информации или опыта является основой плохой адаптации в семейной микросреде, а не какие-то внутренние дефекты кого-либо. Для понимания сложившейся ситуации полезно проследить те изменения, которые произошли в нашем обществе. С уверенностью можно сказать, что большинство наших подходов к воспитанию детей, представляют собой в основном исключительно авторитарные методы. В рамках такой системы детей всегда будут учить так, чтобы они "знали свое место" и относились с уважением к "лучшим среди них", поскольку ожидается, что и во взрослой жизни они будут играть подобные роли. Сегодня дети смотрят на себя как на социально-равных взрослым. Дисциплинарные методы поощрения и наказания, основанные только на уважении к старшим, больше не действуют - главным образом из-за того, что дети рассматривают поощрение и наказание скорее с позиции равенства, чем подчинения. С точки зрения ребенка, поощрение - это справедливость, а наказание требует отмщения.

В рамках нашего исследования мы провели анкетирование подростков о их самочувствии, взаимоотношениях. В анкетирование приняло участие 82 учащихся ПУ № 4, заканчивающих 1 курс (46 человек) и 2 курс (36 человек). В ходе которого учащимся было предложено высказать свое мнение по 8 позициям:

Результаты анкетирования проанализированы и получены следующие выводы. Достаточно некомфортно чувствуют себя дома 13,4% подростков (индекс А охотнее всего я уехал бы из дома), Б (если семья не выполняет моих желаний, я скандалю) - 14,6%. По индексу В (в моей семье меня никто не может понять, поэтому я обсуждаю свои проблемы с друзьями, которые меня понимают) - 24,4%, Г (для семьи я делаю то, что мне поручат) - 41,5%. При том, что подростки стараются быть значимыми в семье: индекс Д - (если в семье возникают проблемы какие-либо, я иногда способствую их разрешению) - 67,1%, Е (я стараюсь использовать малейшую возможность, чтобы доставить радость своей семье) - 75,6%, Ж - 41,5%. видно, что если по индексам Б - В количество учащихся в % отношении примерно равное, то по индексам Г - Ж - число учащихся с положительными установками на более старшем курсе уменьшается по сравнению с младшим курсом. Индекс 3 показал цифру 45,1%. 80% подростков, употребляющих ненормативную лексику (матерные выражения), услышали впервые эти слова от отца (информация получена в ходе классного часа).

Таким образом, количество подростков, нуждающихся в родительском совете в "старшем" возрасте увеличивается. Чем старше становятся подростки, они в большей степени нуждаются в поддержке семьи и родителей. Даже несмотря на то, что им больше свойственна групповая принадлежность. Также, на мой взгляд, важен показатель "не знаю". Так как при развитии каких-либо кризисных или неблагоприятных ситуаций, подростки более склонны к антисоциальному поведению и установлению менее позитивных установок. Таким образом, при сравнительном анализе мы можем представить себе такую картину: станут менее "отзывчивыми" подростки-старшекурсники (индексы Д, Е, Ж), но возрастает и степень их ответственности (индекс Г, З), хотя по степени некомфортности дома и старше-, младшекурсники чувствуют себя практически одинаково (индекс А, Б, В).