Н.Б.Иванова

Удмуртский государственный университет, г.Ижевск

ТОЛЕРАНТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К НЕДОНОШЕННЫМ ДЕТЯМ-СИРОТАМ


Семья является основным источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально - исторического опыта, и прежде всего опыта эмоциональных и деловых отношений между людьми. Самое драматичное последствие социального сиротства - это прямой вред здоровью, психическому и социальному развитию ребенка, лишившемуся попечения родителей. Практически все дети, воспитывающиеся в домах ребенка, кроме психоневрологической, имеют соматическую патологию, поэтому с 1994 года все дома ребенка России получили статус специализированных. По данным профилактического осмотра, 82 % воспитанников домов ребенка отстают в психическом развитии, более 55% - в физическом развитии и лишь 4,7% детей квалифицируются как практически здоровые.

На сегодня в домах ребенка находится большое количество недоношенных детей. Поэтому актуальной проблемой становится воспитание и развитие недоношенных младенцев в условиях домов ребенка. Больше всех в условиях дома ребенка страдают рожденные раньше срока дети. На раннее психическое развитие недоношенных младенцев оказывает влияние несколько факторов: гестационный возраст, морфофункциональная незрелость, малая масса тела при рождении, церебральные повреждения, к этому прибавляется патогенное влияние на психическое развитие сверхраннего разрыва с матерью и неизбежно возникающей при этом психической депривации младенца. Становится очевидным, что недоношенные дети составляют группу высокого риска возникновения различного рода отклонений в психическом развитии. Они требуют чрезвычайного внимания, интенсивных медицинских и психологических профилактических мероприятий с младенчества.

Основные работы по исследованию психического развития детей, родившихся раньше положенного срока, выполнены за рубежом специалистами-психоневрологами. В нашей стране раннее развитие недоношенных находится почти исключительно во внимании медиков, чьей непосредственной задачей является выхаживание таких детей. Знание особенностей психического развития - это основа, на которой будут разрабатываться все необходимые коррекционные мероприятия. Именно этот аспект проблемы находится в компетенции изучения специальной психологии, поэтому представляет особый интерес для нашего исследования.

Целью настоящей работы явилось: изучение особенностей психического развития недоношенных детей-сирот раннего возраста. В результате экспериментального исследования сформировались 5 групп развития. При помощи статистической средней, анализируя особенности НПР по каждой группе развития выявилась общая закономерность, что доношенные и недоношенные дети-сироты даже если имеют одинаковый эпикризный срок (э.с.) отставания (1-5 э. с.) по одной функции, то в пределах этого же отставания у недоношенных оно всегда более глубокое. Пример: доношенный - 2,46 э.с.; недоношенный - 2,73 э. с. Эта закономерность не зависит от возраста, а вероятно относится к влиянию недоношенности. У недоношенных детей - сирот с различными проблемами в развитии существуют более глубокие отставания в развитии по всем исследуемым психическим функциям, чем у доношенных детей - сирот. Результаты диагностики показали, фактор недоношенности присутствует и оказывает влияние на протяжение всего раннего возраста, особенно отягощает развитие детей на первом году жизни. Показатели нервно психического развития (НПР) детей первого года жизни, как правило, отстают от таковых доношенных детей и от собственного хронологического возраста примерно на срок недоношенности. Характерными особенностями психического развития НПР категории недоношенных детей являются неравномерность и асинхрония НПР на первом году жизни. Вероятно благоприятным прогностическим признаком для НПР недоношенных младенцев, имеющих перинатальное поражение ЦНС, является то, что к третьему году жизни наблюдается сокращения отставания в развитии. Степень тяжести перинатальной патологии вероятно не определяет окончательный прогноз психического развития недоношенного ребенка на первом году жизни, хотя можно говорить о том, что в случае тяжелой степени перинатальной патологии большее влияние будет оказано на дальнейшее интеллектуальное развитие ребенка. Чаще отмечается малая подвижность нервных процессов, преобладание возбуждения над процессами торможения, трудности адаптации, значительное снижение психической активности, отставание в развитии познавательной деятельности, уплощение эмоциональной сферы, предпосылки к активной речи. С первых месяцев жизни последовательность и сроки формирования ориентировочных реакций, умений и навыков у недоношенных детей имеют существенные различия от доношенных детей. Развитие недоношенных детей в период новорожденности в большей степени определяет не социально-психологические, а биологические факторы риска, такие, как выраженные нарушения мозгового кровообращения и ликвородинамики, малая масса при рождении, срок недоношенности. Однако уже к 3 мес. наблюдается нарастание отставания в развитии зрительных, слуховых реакций, эмоций и социального поведения, трудности в овладение речью. Это можно объяснить специфическими условиями жизни в доме ребенка - ограниченность новых впечатлений и отсутствие эмоционально насыщенного и личностно ориентированного общения с взрослым. В закрытых учреждениях имеют место различные виды депривации: сенсорная, двигательная, эмоциональная.

Разница в темпе развития детей доношенных и недоношенных из дома ребенка увеличивается к тому периоду, когда у детей должны активно развиваться общие движения (ползание, умение садиться, сидеть, вставать, стоять и переступать), подражание, первые предметные действия, лепет, подготовительные этапы понимания речи и активной речи (уровень, соответствующий 7-8-му месяцу жизни нормально развивающегося ребенка). При этом темп развития у большинства доношенных детей, значительно ускоряется, в то время как у недоношенных детей к этому периоду нарастает отставание в развитии от 4 до 5 эпикризных сроков, что подтверждает большое количество детей первого года жизни входящие именно в диспансерные группы А и Б. Из общего количества недоношенных детей 4,5-ой группы развития (18) - 10 детей первого года жизни.

В свою очередь, значительное отставание в развитии предпосылок понимания речи, в формировании лепета, подражания, первых предметных действий и общих движений приводит к тому, что становление всех взаимосвязанных с ними функциональных систем у недоношенных детей происходит только на втором-третьем году жизни. Наблюдается сокращение отставания по э.с. до 2-х, что подтверждается данными распределения большего количества именно недоношенных детей второго-третьего года жизни во 2-ю группу развития. Из всех недоношенных детей 2-ой группы развития (22 ребенка) 21 ребенок двух- трех летнего возраста. Это свидетельствует о хороших адаптивных и компенсаторных механизмах недоношенных, и не обязательном присутствие органических поражений ЦНС.

Таким образом, встает вопрос о ранней коррекции недоношенных детей-сирот, чем раньше у воспитанников домов ребенка диагностируется отставание и осуществляется контроль за развитием и необходимые коррекционно-развивающее воздействия, тем меньше будет выражена степень отставания к концу первого года жизни и тем больше вероятность того, что дальнейшее развитие ребенка будет более оптимистичным.