А.А.Калюжный

г. Актюбинск, Казахстан

ТОЛЕРАНТНОСТЬ И ВОЛЕВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ


Толерантность находит свое выражение в разных контекстах, часть которых носит психологический характер. Поэтому существует различие между толерантностью в отношении к чему-либо, которая представляет собой психологическую толерантность, выраженную посредством идей и эмоций, и толерантностью в действии, которая сопровождается ее внешним проявлением и, прежде всего, в волевых актах.

Эти две формы толерантности имеют тесную взаимосвязь: отношение - это расположенность к выполнению какого-либо действия, а сам толерантный поступок должен быть целенаправленным, и в то же время они независимы в своих основных проявлениях.

Поведение человека обусловливается различными физиологическими и психологическими процессами. Это, с одной стороны, безусловно-рефлекторные и условно-рефлекторные механизмы, определяющие непроизвольную активность человека, и, с другой стороны, произвольное управление, связанное не только с физиологическими, но и с психологическими механизмами.

Прежде чем проанализировать сущность и особенности нравственно-волевой сферы личности, следует заметить, что данная проблема мало изучена, а место понятия, занимавшего длительное время центральное место в психологических концепциях, в настоящее время весьма неопределенно, впрочем, как и само содержание этого понятия. Среди исследователей нет единства в определении воли и связанных с ней понятий волевого действия, волевой регуляции, волевого усилия. В представленных исследованиях отсутствует единство в выделении реальности, которая обозначается термином воля, практически не отрефлексирована та ситуация, в рамках которой ставится проблема воли. Трудности усугубляются и тем, что понятия воли в философии, психологии, юриспруденции, медицине совпадают лишь частично, создавая почву для различного рода толкований данного понятия. Груз представлений обыденного сознания о воле и собственный личный опыт каждого исследователя в волевой регуляции своего поведения обуславливает дополнительные трудности в научном изучении психологических аспектов проблемы волевой сферы личности.

Понятие воли было введено как понятие объяснительное. В античной философии это понятие и реальность, которую оно было призвано объяснить, наиболее четко представлены в сочинениях Аристотеля. По его мнению, понятие воли было необходимым для объяснения порождения действия, основанного не на желаниях человека, а на разумном решении о его осуществлении. Понимая, что само по себе знание не обладает побудительностью, но постоянно сталкиваясь с реальностью этических поступков человека, когда действие осуществляется не потому, что так хочется, а потому, что так надо. Он писал, что "…не знание, а другая сила вызывает действие согласно разуму", а поведением человека "движет предмет стремления, а через него движет размышление, так как предмет стремления есть начало для него". Действия, имеющие источник активности в самом человеке, т.е. осуществляемые по решению человека, Аристотель называет произвольными действиями или поступками.

Аристотель впервые описал реальности, которые требовали для своего объяснения введения понятия воли. Главной его задачей было объяснить побуждение к действию, не связанному со стремлением человека, а часто ему противоречащему, или торможение желаемого действия, когда размышление подсказывает избегать его.

Таким образом, первой парадигмой, точнее, первой реальностью, в рамках которой была поставлена проблема волевой сферы, было рождение действия человека, идущего от него самого. Рассмотрение воли в контексте порождения действия предполагает, прежде всего, побудительную функцию воли, а такой подход можно обозначить как мотивационный.

Несколько позже был сформулирован второй подход к исследованию воли, который можно обозначить как подход свободного выбора, т.е. воля наделяется функцией выбора мотивов, целей и действий.

Третий подход к исследованию воли сформировался в связи с анализом регуляции исполнительской части действия и различных психических процессов. Этот подход можно обозначить как регуляционный.

Таким образом, в современной психологии проблема формирования волевой сферы представлена двумя вариантами: как проблема детерминации (мотивационный подход и подход свободного выбора) и как проблема саморегуляции (регуляционный подход).

Анализ имеющихся исследований показывает, что в целом мотивационный подход характеризуется тем, что воля анализируется как способность к инициации действий или к усилению побуждения к действию при его дефиците вследствие внешних или внутренних препятствий, отсутствия актуально переживаемого желания к действию, наличия конкурирующих с выполняемым действием мотивов и пр. В зависимости от представлений о механизмах такой способности воля понимается либо как самостоятельное психическое образование, либо как мотивационное или эмоциональное образование (желания, аффекты, потребность), либо сводится к состоянию мозга как механизма регуляции. Однако, ориентация именно на побудительную функцию воли обеспечивает во всех вариантах мотивационного подхода акцентирование мотивационной составляющей воли (см. работы Р.Декарта, Т.Гоббса, Д.Пристли, В.Вундтома, К.А.Абульхановой-Славской, Л.И.Анцыферовой, В.Г.Асеева, Д.Н.Узнадзе, С.Л.Рубинштейна, Л.С.Выготского, Л.И.Божович, В.И.Селиванова и др.).

Регуляционный подход предполагает исследование приемов саморегуляции деятельности и вместе с ней психических процессов. Поскольку воля занимает центральное место в ядре личности и через нее человек управляет мышлением, эмоциональными переживаниями, желаниями, воображением и другими психическими процессами, то функция воли рассматривается как спосбность к самоорганизации при осуществлении действий по достижению цели (см. работы Ч.Шеррингтона, И.М.Сеченова, М.Я.Басова, Л.С.Выготского, В.К.Калина, В.Е.Франкла, Р.Ассаджиоли, В.А.Иванникова, Е.П.Ильина и др.).

Воля или произвольность - это самоуправление своим поведением с помощью сознания, которое предполагает самостоятельность человека не только в принятии решения, но и в инициации действий, их осуществлении и контроле. Нам представляется, что произвольное управление включает в себя самодетерминацию, самоинициацию и самоторможение действий, самомобилизацию и самостимуляцию.

Таким образом, произвольное управление является интегральным психофизиологическим процессом, поскольку оно, с одной стороны, включает помимо волевого усилия ряд других психологических феноменов: мотивы (желания, долженствование), интеллектуальную активность, нравственную сферу личности, но, с другой стороны, базируется на физиологических процессах и особенностях их протекания (свойствах нервной системы). Последнее обстоятельство свидетельствует о том, что проявления воли - волевые качества - имеют генетическую (биологическую) основу, а не только социальную.