А.А.Калюжный, М.М.Шаштыгарин

г.Актюбинск, Казахстан

ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ ОБЩЕНИЯ В ШКОЛЕ


Интенсивное социальное развитие страны невозможно без роста творческого и нравственного потенциала ее граждан, без развития их активности, инициативы и способностей. Формирование этих и других качеств личности происходит, режде всего, школьные годы. Именно поэтому в настоящее время на первый план выдвигаются задачи развития и формирования личности и индивидуальности учащихся, создания условий, обеспечивающих развитие творческих способностей каждого школьника.

Сегодня важно развитие способностей человека, которые определяют характер и успешность его взаимодействия с другими людьми. Развитие этих способностей необходимо для того, чтобы школьник состоялся как личность, готовая реализовать себя в различных социальных сферах. В соответствии с имеющимися объективными и субъективными возможностями сознательная активность побуждает личность выдвигать перед собой социально ценные и личностного значимые цели, адекватные возрасту и жизненным перспективам.

В каждом возрасте надо видеть его самостоятельную ценность как индивидуальную, так и социальную. Именно такой подход может обеспечить каждому школьнику возможность беспрепятственно развиваться, ощущать свою социальную значимость и ценность. Это совершенно необходимое условие того, чтобы на каждом возрастном этапе человек был хозяином судьбы в той степени, в какой он хочет и может развиваться.

Общение с людьми - это наука и искусство. Здесь важны и природные способности, и образование. Поэтому тот, кто хочет достичь успеха во взаимодействии с другими людьми, должен учиться этому. Искусство общения, знание психологических особенностей и применение психологических методов сегодня необходимы каждому школьнику. Все это и определило важность внедрения в учебный процесс ряда школ города и области разработанного и апробированного в течение 5 лет специального курса "Психология общения" (Алматы, 1998, - 40 с.).

Изучение этого спецкурса начинается уже с пятого класса и продолжается до девятого класса. Объем изучения составляет 34 часа за один учебный год. Настоящая программа предназначена для работы с детьми 10-14 лет и имеет своей целью помочь детям лучше узнать себя, свои сильные стороны, развить у них чувство собственного достоинства, научить их преодолевать неуверенность, страх, повышенное волнение в различных ситуациях, наиболее успешно и полно реализовать себя в поведении и деятельности, не только утверждать свои права и ценности других людей, но и способствовать их повышению.

Это необходимо для того, чтобы обеспечить подростка средствами, позволяющими ему более эффективно действовать в повседневной жизни, решать возникающие перед ним каждодневные задачи. Указанный возрастной период является очень благоприятным временем для подобной работы. Это связано, с одной стороны, с возрастанием их интереса к самому себе, к своим способностям и возможностям, а с другой - открытостью их к помощи со стороны взрослых в преодолении трудностей, проблем, принятия решений. При проведении занятий решаются такие задачи, как предупреждение и снижение тревожности у детей в период адаптации и обучения в школе, организации эмоционального поведения детей.

В соответствии с задачами занятия строятся в доступной и интересной для детей форме. Для этого используются нестандартные уроки и такие методы активного обучения, как имитационные и ролевые игры, психогимнастика, самовыражение в рисунках, чтение и обсуждение прочитанного, элементы дискуссии, тренинги, самовнушение, релаксация, диагностика, диспуты, конференции, сократовские беседы, брейнринги и другие, а также некоторые психотерапевтические приемы: снятие и уменьшение социальных страхов, поиск и обыгрывание выхода из трудных ситуаций.

Программа имеет свое содержание, в которое входят план работы над темой, содержатся методические указания и особенности работы над темами, дается краткая характеристика основных умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся в процессе изучения указанных тем. Некоторый опыт работы (более 5 лет) дает нам основания для утверждения не только полезности, но и даже необходимости изучения данного курса в каждой школе.