О.С.Коршунова

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова, г.Кострома

КОНСТРУКТИВНОЕ ОБЩЕНИЕ - ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ ВОСПИТАНИЯ МИРОЛЮБИЯ ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕЙ


Первое десятилетие наступившего века Организация Объединенных Наций провозгласила десятилетием культуры мира. Человечество имеет шанс сохранить цивилизацию, надеяться на будущее, если идеи мира, демократии, ненасилия станут императивами для реальной политики государств, взаимодействия народов, инвариантными приоритетами для жизни большинства землян.

Результаты наших исследований, проведенных нами в Костромской области в октябре 2000 г. с целью изучения политической социализации детей и молодежи в возрасте от 10 до 19 лет (в социологическом опросе принимали участие 1120 человек) показывают, что в политической субкультуре подростков и юношей представлены ценностные ориентации, отражающие противоречивые тенденции мировой социальной практики.

Приверженность закону не является для большинства детей 10-19 лет инвариантной ценностью, имеющей "личностный смысл". Только 10% опрошенных последовательно сохраняют приверженность закону, отвечая на контрольные по отношению друг к другу вопросы, а 14% респондентов последовательно сохраняют негативное отношение к закону, в том числе 13% 10-11 летних, 16% 12-13-летних, 20% - 14-15-летних, 11% - 16-17-летних, 8% - 17-18-летних.

В повседневной жизни подростки и юноши сталкиваются с ситуациями, в которых проявляется их отношение к своим правам. 70% опрошенных считают, что сверстники нарушают их права, при этом 8% утверждают, что это происходит довольно часто. Кроме того, на вопрос "Взрослые ущемляют твои права?" утвердительно ответили 81% опрошенных, причем 12% из них отмечают, что негативное влияние взрослых они ощущают постоянно.

Спокойное отношение к людям другой национальности выражают 50% участвовавших в опросе, особенно учащиеся 16-19 лет (55% - 16-19-летние, 48% - 10-15-летние). Остро реагируют на вопрос об отношении к людям другой национальности 21% респондентов (каждый пятый), которые выступают против свободного проживания людей одной национальности на территории другой. Мальчики проявляют большую нетерпимость к людям другой национальности, чем девочки (соответственно 23% к 19%). Если право на свободу передвижения по стране и на выбор места жительства людей другой национальности не признают 24% городских подростков и юношей, то среди сельских - 18%. Неопределенная позиция характерна для 29% опрошенных (почти для трети).

Как показали исследования, проведенные в 1994-1995 г.г. в одной из школ города Костромы и в августе 1995 г. в лагере Федерации детских и подростковых объединений Костромской области "Соколенок", в неформальном общении, имеющем социально-политический характер, довольно часто ребята использовали оскорбительные выражения, например, "надо, чтобы чурок выселили из России", "армяне, азербайджанцы и другие - чурки", "чтобы всех вьетнамцев выгнали из страны", "если грузины, то я их ненавижу" и т.д. Очевидно, что столь агрессивные настроения детей по отношению к людям кавказской национальности были спровоцированы начавшейся в декабре 1994 г. войной в Чечне и обострившейся атмосферой общественной жизни в России в связи с этими трагическими событиями. Настораживает то обстоятельство, что национальные чувства легко могут получить националистическую окраску и быть востребованы деструктивными силами.

Результаты социологического опроса показали, что 52% опрошенных высказались за уважительное и 18% респондентов за равнодушное отношение к инакомыслящим. Только 3% опрошенных (4% - мальчики, 1% - девочки) считают борьбу средством общения с людьми, стоящими на альтернативных идейных позициях, большая враждебность присуща при этом сельским подросткам и юношам.

Таким образом, учащиеся 10-19 лет демонстрируют приверженность миру, ненасилию, закону, если речь идет о социальном взаимодействии на уровне макроединиц или в абстрактных ситуациях, разделяют в большинстве своем необходимость уважения к людям независимо от их национальной, партийной принадлежности, хотя в реальной жизнедеятельности нарушают права других людей (сверстников и взрослых), не считаясь с их интересами, мнениями, желаниями, преступают закон, забывают о морали.

Особое значение для развития миролюбия подростков и юношей играет, на наш взгляд, конструктивное общение детей и взрослых, "…диалог, принципиальным условием организации которого служит обоюдная открытость взаимодействующих систем относительно друг друга. Это предполагает, что в своем предельном варианте две системы в состоянии диалога начинают образовывать некое общее пространство и временную протяженность, создавая единое "СО-БЫТИЕ", в котором воздействие (в традиционном, субъект-объектном смысле этого понятия) перестает существовать, уступая место пространственно-временному единству этих систем".

Технология проблемно-сфокусированного общения в своей коммуникативной фазе имеет, с нашей точки зрения, три основных этапа: этап обращения к проблеме (фокусировки на проблеме), этап создания единого психологического поля, в котором свободно предъявляются, циркулируют, взаимообогащаются "личностные смыслы" участников общения, и, наконец, этап сохранения единого психологического пространства, позволяющий сберечь отношения сопричастности детей и взрослых к поискам ответов на жизненно важные, личностно значимые и волнующие их вопросы.

Поэтапная организация проблемно-сфокусированного общения возможна с помощью соответствующей системы способов. Под способом организации проблемно-сфокусированного общения мы понимаем действие педагога, направленное на стимулирование проявлений субъектных качеств участников диа- или полилога, на создание и сохранение единого психологического пространства общения.

Способы обращения к проблеме призваны пробудить интерес подростков и юношей к обсуждению проблем разноплановой тематики, в том числе и социально-политического характера. Среди них такие способы: поиск "волнующих вопросов"; поддержка реплики, высказывания; использование парадоксальной ситуации; увлечение интересным примером; апелляция к яркой информации; одобрение интереса и другие.

Вторая группа способов организации проблемно-сфокусированного общения - способы создания единого смыслового поля. К ним необходимо отнести следующие способы: демонстрация альтернатив; предъявление своей позиции педагогом; демонстрация педагогом собственного заблуждения; размышление вслух; поддержка инициативы в ответе; уточнение позиции; поддержка цивилизованных форм общения; использование правил общения; сомнение; защита выступающего; поддержка доводом; идентификация ("подстановка себя на место другого"); одобрение использования участниками дискуссии в своих рассуждениях доказательств, доводов; одобрение использования в рассуждении научной информации и т.д.

Способы сохранения единого психологического пространства включают в себя: возвращение к осмысленному; открытие нового в известном; отражение мировоззренческих позиций; мировоззренческая "копилка" и т.д.

Таким образом, использование технологии конструктивного общения, способствует развитию миролюбия подростков и юношей, а это, по сути дела, является шагом к овладению растущими гражданами культурой мира. Культура мира - это путь "вочеловечивания" человека, его победы над собой - в преодолении зависти, ненависти, в обретении чувства собственного достоинства и высоких душевных помыслов.