Е.В.Кожиченкова

Самарский государственный педагогический университет, г.Самара

СЕМЬЯ КАК ИСТОЧНИК ЗАРОЖДЕНИЯ МИРОЛЮБИЯ


Толерантность как тип индивидуального и общественного отношения к социальным и культурным различиям, как терпимость к чужим мнениям, верованиям и формам поведения можно рассматривать в качестве одного из фундаментальных признаков цивилизованности.

Традиционно толерантность означала терпимость к чужому, готовность сосуществовать с ним. И это, прежде всего, относилось к различиям в образе жизни, привычках, культурных и эстетических различиях.

Где же впервые человек сталкивается с различного рода проблемами по принятию другого человека таким, каков он есть по природе своей? Ответ однозначен - в семье. В семье человек познает самого себя, окружающий мир, мир человеческих отношений.

Родители составляют первую общественную среду ребенка. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Не случайно, что к родителям, особенно к матери, люди мысленно обращаются в тяжелую минуту жизни. Вместе с тем чувства, окрашивающие отношения ребенка и родителей, - это особые чувства, отличные от других эмоциональных связей. Родительская любовь - источник и гарантия благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья. Только при уверенности ребенка в родительской любви и возможно правильное формирование психического мира человека, только на основе любви можно воспитать нравственное поведение, только любовь способна научить любви.

Семья тот фактор, который имеет огромное, первостепенное влияние на ребенка. Ребёнок, даже ещё не умея говорить, уже понимает, "улавливает" моральный климат семейного окружения. Именно в семье он познает гамму человеческих отношений, знакомиться с различными человеческими качествами.

Начинать формирование таких качеств в сознании ребёнка как терпимость, миролюбие необходимо с младенческого возраста, а лучше если этот процесс формирования начнется в тот период, когда ребенок будет еще в утробе матери. Благодаря этой установке ребёнок всегда будет стремиться к добру, в нём преодолевается врождённый эгоизм или эгоцентризм.

Однако, формирование этих качеств необходимо постоянно подкреплять не только словом, но и делом, примером и разъяснением. Действенность добра успешно формируется у детей всем примером жизни взрослого семейного окружения и поэтому важно, чтобы у последнего не расходилось слово с делом.

Важно также помнить, что еще до выхода детей в большой мир требуется на обычных для них ситуациях вырабатывать навыки морального улаживания конфликтов. Обучение миротворчеству и миролюбию не должно скатываться к скучному назиданию. У детей должно быть гораздо больше практики по овладению способами разрешения эмоциональной напряженности, проявлению терпимости и нахождению разумных компромиссов. Задача заключается не в объеме информации, а в проживании духовных смыслов в деятельности, общении, отношениях.

Деятельность, несущая добро, милосердие и терпимость, формирует человека. Постановка цели деятельности - не менее важное условие. Она должна быть направлена на пользу другого человека.

Общение, являясь важной составляющей деятельности, повышает ее воспитательный момент. Оно должно быть диалогично, духовно содержательно, интеллектуально насыщено. Деятельность и общение связаны отношениями. Они должны носить гуманистический характер: сострадания, взаимопомощи, терпения, понимания.

Семейный климат - это жизнь родителей, их отношения, дух семьи. Грубость, черствость, равнодушие, недисциплинированность, часто, - результат отрицательной системы отношений в семье и образа ее жизни. Это отношение отца к матери, родителей к детям или к окружающим вне семьи. Следовательно, если ребенок изначально видит любовь, терпимость, миролюбие в семье, он воспитывается в духе и атмосфере добра, он пронесет это через всю жизнь.

Концепция культуры миролюбия основана на том, чтобы возродить роль семьи, которая должна формировать человека и отвечать за него. Именно с семьи должно начинаться воспитание человека в духе гуманности, уважения к другим людям. В последние годы наука усилила свое внимание к семье как к объекту исследования. В развитии личности отмечен бесспорный приоритет семейного воспитания. Наиважнейшие свойства личности, и основа социального "Я" закладываются отнюдь не в детском коллективе - там они могут получить поддержку в развитии, - а в самом раннем возрасте, а следовательно в семье.

Семья является традиционно главным институтом воспитания. Ребенка должны воспитывать родители, а все социальные институты могут лишь помочь им. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй.