Л.Г.Мустаева

Институт усовершенствования учителей, г.Ижевск

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ИЗ СОЦИАЛЬНО НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СРЕДЫ


В настоящее время наблюдается угрожающий рост количества семей, испытывающих так называемое социальное неблагополучие в связи с нестабильностью социально-политической и экономической обстановки, инфляцией, безработицей и вынужденной миграцией населения.

В широком плане понятий "социальное неблагополучие" рассматривается как устойчивая совокупность материальных, правовых, духовных и прочих факторов, не обеспечивающих условий для нормального существования индивида, реализации его актуальных потребностей и жизненных планов. В тоже время, социальное неблагополучие создает условия для формирования девиантных форм поведения.

Наиболее уязвимой в данном плане социально-демографической группой являются дети и подростки в силу максимальной зависимости от семьи, от других внешних факторов. Социальное неблагополучие детей проявляется в виде отклоняющегося от нормы морально-психического и нравственного поведения и снижения уровня подготовленности детей к вхождению в социально-культурную и социально-профессиональную структуру общества.

Решение проблем социальной адаптации детей и подростков из кризисной среды - социально неблагополучных семей является целью Республиканского Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. В связи с этим, содержательные аспекты деятельности Центра включают:

Реализация этих задач в организационно-методическом плане предполагает создание для ребенка, имеющего отклонения в эмоциональной или поведенческой сфере, условия, которые позволили бы компенсировать все то, что он не дополучил в семье, школе, в ином социальном звене, обеспечив тем самым возможности его дальнейшего саморазвития и самовоспитания в соответствии с общественными нормами.

Особая роль в этом процессе отводится специалистам отделения диагностики и реабилитации Центра, и, прежде всего - психологической службе, поскольку именно в сфере их профессиональной компетенции лежат возможности повышения у детей порога чувствительности к негативным стимулам, исходящим из социально неблагополучной среды, и формирования у них аккомодационных способностей.