Е.М.Савицкая, И.А.Полушкин

г.Самара

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕНИНГИ КАК СПОСОБ ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ


Самара - один из российских городов, где реализуется федеральная целевая программа "Формирование установки толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе".

В рамках этой программы в гимназии №11 *Международная* г.Самара - Ассоциированной школы ЮНЕСКО был создан и работает ресурсный центр по развитию толерантности и правовой культуры. Психологическая служба гимназии осуществляет психолого-педагогическое сопровождение деятельности этого центра.

Психологами центра разработана и успешно реализуется система социально-психологических тренингов по воспитанию учащихся в духе терпимости и культуры мира.

В основу содержания тренингов положены материалы курса "Права человека - твои и мои" (занятия в начальной школе), а также материалы тренинга "Учимся толерантности" (Г.И.Солдатова, Л.А.Шайгерова, О.Д.Шарова - для старших классов), работы Э.Крейги, Всеобщая декларация прав человека, психогимнастика М.И. Чистяковой и т.п.

Основная цель проводимых тренингов:
- для учащихся начальной школы:

формирование у детей социальной ответственности, способности понимать себя и другого, умения отстаивать свои права и признавать права другого человека, умения принимать решения;
- для учащихся среднего звена:

ознакомление с понятием "толерантность", развитие коммуникативных навыков толерантного поведения.
- для учащихся старших классов:

формирование качеств толерантной личности, элементов толерантности в контексте отношений "Я" и "Другие".

Система социально-психологических тренингов выступает в качестве одной из форм внеклассной работы с учащимися гимназии и рассчитана на один учебный год: 75 занятий в начальной школе (по одному часу в неделю), 56 занятий в среднем звене (по два часа в месяц), 42 часа в старших классах (по два часа в месяц).

Разработанные тренинги призваны помочь детям выработать в себе понимание фундаментальных принципов толерантности:

- разнообразие людей украшает и обогащает жизнь;
- конфликт - это нормальный процесс, который надо уметь урегулировать конструктивно;
- для демократии очень важны социальная ответственность и способность каждого человека осмысленно применять моральные нормы при принятии личных и общественных решений.

Содержание всех тренингов сконцентрировано на развитии способности понимать эти важнейшие принципы и применять их в повседневной жизни.