Н.А.Шкляева

Институт усовершенствования учителей, г.Ижевск

ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ РАБОТНИКОВ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ К ФЕДЕРАЛЬНЫМ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ЭКСПЕРИМЕНТАМ


Цель данного исследования - определить динамику отношения работников системы образования к федеральным педагогическим экспериментам, на примере Федерального эксперимента по введению единого государственного экзамена выпускников, получающих среднее образование. Организаторами данного эксперимента являются Правительство и Министерство образования РФ, а исполнителями - работники системы образования субъектов федерации.

В ноябре 2001 года Министерство народного образования Удмуртской Республики объявило о включении всех школ республики в Российский педагогический эксперимент по введению единого государственного экзамена по математике. Объектом данного эксперимента явилась система оценивания с одной стороны, качества учебных достижений выпускников общеобразовательных и начальных профессиональных школ, а с другой - результатов учительского труда. Единый государственный экзамен - вид государственной итоговой аттестации, проводимой в форме бланкового педагогического тестирования, результаты которого признаются общеобразовательными учреждениями в качестве итоговой аттестации выпускников, а ссузами и вузами - в качестве результатов вступительных испытаний абитуриентов. Эксперимент по введению единого государственного экзамена финансируется из федерального бюджета, технология его проведения и инструментарий разрабатывается и доставляется до образовательных учреждений, результаты обрабатываются и доводятся до учащихся, школ, орга

нов управления.

В ноябре 2001 года было организовано информирование руководителей муниципальных органов управления образованием. При этом роль муниципальных служб управления образования заключалась в качественной организации исполнения инструкций Программ эксперимента. Беседы с участниками информационных совещаний в Институте усовершенствования учителей Удмуртии позволяют утверждать, что информация об эксперименте была встречена ими с большой заинтересованностью. Выяснилось, что проблема оценки качества учебных достижений выпускников школ и результатов образовательной деятельности учителей труда для руководителей муниципальных органов образования Удмуртии является чрезвычайно актуальной - они увидели возможность организовать мониторинг качества образования в республике, сравнить результаты работы учащихся, образовательных учреждений, педагогических коллективов и отдельных учителей. Таким образом, конфликты на стадии информирования об эксперименте, его подготовки и проведения между организатором эксперимента и муниципальными органами не наблюдались.

Первая информация о предстоящем эксперименте руководителей образовательных учреждений вызвала среди них значительную настороженность. На встречах, организованных Министерством народного образования Удмуртии и Институтом усовершенствования учителей, они высказывали негативное отношение к смыслу, ходу и возможным результатам эксперимента. Это выражалось в проявлении явной нетерпимости к возможности объективной оценки деятельности образовательного учреждения (предубеждений и негативных стереотипов к действиям федеральной власти, эгоцентризме). Изменение отношения руководителей образовательных учреждений потребовало большой информационной и организационной работы. В результате разъяснения целей, задач и хода эксперимента к началу июня 2002 г. у директоров школ произошли значительные изменения в отношении к идее Единого государственного эксперимента.

Анкетирование учителей математики, приезжающих в течение всего года на регулярные семинары, посвященные подготовке к проведению Единого государственного экзамена, выявило определенные изменения структуры образовательных потребностей и мотивов в повышении квалификации.

Таким образом, целенаправленная организационная и информационная работа влияет на динамику отношений работников системы образования к федеральным педагогическим экспериментам с негатива к позитиву.